Шульцман, декан факультета журналистики Российского государственного университета (РГГУ); e-mail: shult@inbox.ru ПРОБЛЕМА ЗРЕЛИЩА В КОНТЕКСТЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ Статья посвящена актуальной проблеме изучения природы зрелища в системе средств массовой коммуникации. <...> В процессе исторического развития экранная культура — с приходом телевидения и компьютерных технологий — обогатила содержание зрелищных СМК, актуализировав коммуникативную компоненту. <...> Экранные формы зрелищности оказались встроены в сложную систему современного общества на многих уровнях, что указывает на значительный потенциал массмедиа и усиление его роли в развитии социума и массовой культуры. <...> В современной культуре зрелищная природа экранных средств массовой коммуникации (СМК) занимает особое место. <...> Ранние формы экранной эстетики и зрелищная составляющая были связаны с аттракционным, балаганным началом, которое в свою очередь опиралось на фольклорную основу и систему традиционных форм зрелищности [Хренов , 2006, с. <...> Становление экранной культуры в ХХ столетии — с приходом телевидения и компьютерных технологий — выдвинуло на первый план наряду с фольклорно-мифологической составляющей коммуникативную компоненту. <...> Экранные формы зрелищности оказались встроены в сложную систему современного общества на многих уровнях, что демонстрирует значительный потенциал массмедиа в плане структурирования социокультурного пространства. <...> Одним из показателей перестройки экранных СМК на современном этапе являются активные процессы обновления кино- и телеязыка, которые неизбежно отражаются на коммуникативной триаде «коммуникатор — 245 экранное СМК — реципиент». <...> Создание, получение и переработка потоков данных при самом активном участии средств экранной коммуникации представляются характерной чертой, определяющей облик современного состояния культуры. <...> Вполне закономерно, что проблематика зрелищных аспектов экранной культуры <...>