«Социальная педагогика» — журнал научно-прикладной направленности, который адресован не только социальным педагогам и социальным работникам, но и широкому кругу специалистов, которые работают с детьми и подростками. <...>
Среди авторов известные учёные — академики Российской академии образования, научные сотрудники, управленцы и многочисленный отряд практиков, представляющий различные регионы страны. <...>
На страницах журнала публикуются нормативные и правовые документы, касающиеся различных аспектов защиты прав и законных интересов детей и их семей. <...> Уделяется значительное внимание повышению квалификации специалистов, предлагаются инновационные программы для социальных педагогов, специалистов органов опеки и попечительства, потенциальных родителей замещающих семей. <...>
Социальная_педагогика_№3_2017.pdf
Зарегистрирован Министерством Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой
информации
ПИ № 7711337 от 05.12.01
Редактор выпуска:
С.А. Расчётина,
доктор педагогических наук
Зам. главного редактора:
Алексей Куш
Социальная
педагогика
3/2017
Ответственный секретарь:
Светлана Лячина
Дизайн: Анна Ладанюк
Вёрстка: Марина Столбова
Технолог: Артём Цыганков
Корректор: Людмила Асанова
В состав редакционной коллегии
журнала входят:
С.В. Дармодехин, академик РАО,
доктор социологических наук
Адрес: 109341, г. Москва,
ул. Люблинская, д. 157, корп. 2
Телефон: (495) 3455900
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@ narodnoe.org
www.narodnoe.org
www.narobraz.ru
Л.Я. Олиференко, доктор педагогических наук
И.Ф. Дементьева, доктор педагогических наук
Л.В. Мардахаев, доктор педагогических наук
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
Д.В. Григорьев, кандидат педагогических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
А.А. Остапенко, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
Институт рецензирования журнала
представлен группой экспертов:
© «Социальная педагогика», 2017
А.М. Кушнир, кандидат психологических наук
А.А. Замостьянов, кандидат филологических наук
В.В. Морозов, кандидат педагогических наук
В.И. Слободчиков, доктор психологических наук
Н.А. Янковская, кандидат педагогических наук
Е.Г. Артамонова, кандидат психологических наук
В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук
А.С. Прутченков, доктор педагогических наук
В.В. Сериков, доктор педагогических наук
Ф.А. Мустаева, кандидат педагогических наук
Практический журнал
для социальных работников
и педагогов
Стр.2
Cодержание:
Тематический выпуск, посвящённый 25летию создания кафедры
иСТоРиЯ
СТаНоВЛеНиЯ
каФедРЫ
ВоСпиТаНиЯ и
СоЦиаЛиЗаЦии:
пРоШЛое,
НаСТоЯЩее,
пеРСпекТиВЫ
социальной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
(Часть первая)
Писарева С.А.
Становление университетских педагогических кафедр:
опыт Герценовского университета
5
Создание и деятельность педагогических кафедр в университетах
в разные исторические периоды. Роль педагогического сообщества
в развитии научного педагогического знания.
Расчетина С.А., Бражник Е.И.
Становление кафедры социальной педагогики
РГПУ им А И Герцена на перепутье XX—XXI вв
Краткий очерк становления кафедры социальной педагогики
Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена в первое десятилетие ее существования.
«Второе рождение» социальной педагогики как теории и практики
решения социальных проблем ребенка на переломном этапе
общественного развития.
СоЦиаЛЬНопедагогиЧеСкое
ВЗаиМодеЙСТВие:
НаУЧНое
и
пРакТиЧеСкое
оБоСНоВаНие
Суртаева Н.Н.
Воспитывая — обучать или обучая — воспитывать
(Изменения характера социального взаимодействия)
Результаты исследования, проводимые кафедрой социальной
педагогики и социальной работы по теме: «Социальное взаимодействие
в различных сферах жизнедеятельности». Исследование проблемы
«Социальное воспитание субъектов в современном образовательном
пространстве».
Расчетина С.А., Бражник Е.И., Сундукова Э.И.
Сетевое взаимодействие российских и финских университетов
в области подготовки специалистов социальной сферы
Проект сетевого взаимодействия российских учебных заведений
и финских университетов прикладных наук FIRST, организованный
на базе ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» кафедрой воспитания
и социализации. Ежегодная образовательная программа для студентов
из Финляндии и России, будущих специалистов по социальной работе
и социальных педагогов.
СеМЬЯ и деТСТВо
На СоВРеМеННоМ
ЭТапе
оБЩеСТВеННого
РаЗВиТиЯ
Абашина А.Д., Расчетина С.А.
Современные проблемы семьи и детства: пути их решения
Анализ современных традиционных и инновационных проблем
детства, требующих разработки и реализации новых образовательных
и социальнопедагогических технологий, направленных на
их решение.
47
39
17
31
2
« С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 3 / 2 0 1 7
Стр.3
Жданова М.А.
Семья как фактор, порождающий социальное сиротство
56
Семья в контексте проблем социализации; научные подходы
к определению функций семьи, условий и причин нарушений
внутрисемейных отношений, превращения семьи в фактор
десоциализации ребёнка, порождающий проблему социального
сиротства. Направления исследований социального сиротства
как сложного социальнопедагогического феномена.
НапРаВЛеНие
СРаВНиТеЛЬНЫХ
иССЛедоВаНиЙ
Бражник Е.И.
Исследования проблем образования и социализации
в разных странах
Методология и методы сравнительных исследований в образовании.
Теоретические и практические аспекты исследований различных форм
социализации детей и подростков во Франции, Германии, России.
Юань Ф.
Подготовка специалистов социальной сферы в университетах
Китайской Народной Республики
Обзор исторического развития университетского образования
в Китае и анализ современной ситуации в организации
профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
в университетах. Специфика организации подготовки будущих
специалистов помогающих профессий.
пРоекТиРоВаНие
В СиСТеМе
СоЦиаЛЬНопедагогиЧеСкоЙ
деЯТеЛЬНоСТи
Тряпицын
А.В.
Проектирование и экспертиза в области социальной
педагогики
Актуальные вопросы социальной педагогики, связанные с различными
аспектами проектной деятельности детей в отечественной и зарубежной
практике; особенности современной подготовки будущих социальных
педагогов.
Расчетина С.А., Зюсс В.Э.
Международный проект Теоретические и практические
основы взаимодействия специалистов двух европейских стран
в решении проблем подростка группы риска
Совместная деятельность российских и немецких социальных
педагогов по сопровождению подростков группы риска. Методология,
организация и технология сопровождения немецких подростков,
находящихся на протяжении одногополутора лет в семьях российских
социальных педагогов.
Абашина А.Д.
Создание комплекса дополнительных мер профилактики
асоциального поведения несовершеннолетних:
по материалам городской опытно-экспериментальной площадки
Теоретические и практические аспекты работы
опытноэкспериментальной площадки городского уровня на базе
Центра психологопедагогического сопровождения Кировского района
СанктПетербурга по теме: «Создание комплекса дополнительных мер
по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».
99
81
74
65
92
« С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 3 / 2 0 1 7
3
Стр.4
оТ СТУдеНЧеСкиХ
иНиЦиаТиВ
к СоЦиаЛЬНоМУ
пРоекТиРоВаНиЮ
Курагина Г С , Сундукова Э И
Организация добровольческой деятельности
в студенческой среде
Условия организации добровольческой и волонтерской деятельности
молодежи. Практика организации добровольческой деятельности
в РГПУ им. А.И. Герцена, способы оценки ее эффективности.
Липинская М.Н.
Научно-исследовательская деятельность студентов кафедры
воспитания и социализации
Научноисследовательская деятельность студентов кафедры воспитания
и социализации РГПУ им. А.И. Герцена. Структура студенческого
научного общества (СНО).
139
119
4
« С о ц и а л ь н а я п е д а г о г и к а » 3 / 2 0 1 7
Стр.5