Лирическая апострофа как триадическая коммуникативная модель: На примере оды Клопштока «О поездке на Цюрихское озеро» . <...> Иллюстрация и интерпретация: Изображение и восприятие Faus Semblant в манускриптах «Романа о Розе» . <...> Переступая пороги в пространстве и во времени: Феномен погружения в литургической драме . <...> Историзм и модернизм Боккаччо в «Генеалогии языческих богов». <...> Фантазия, сны и рай: Милтоновские и бэконовские образы сада в «Кубла Хане» Колриджа . <...> Мир Диккенса – Диккенс и мир: К 200-летию со дня рождения писателя: Сб. науч. тр. <...> Сихл Хумало, «Из Кейптауна в Каир» и вопросы интертекстуальности: Как писать об Африке, как читать об Африке . <...> Во вступительной статье к реферируемому сборнику М. <...> Первое занимается «уточнением существующих “классических нарратологических” моделей, пересматривая их фундаментальные концепты и переосмысляя их исходную проблематику; второе стремится выйти за их пределы, применяя нарратологический аппарат к нелитературным повествованиям, артефактам и явлениям, которые обычно не входят в поле зрения нарратологов, например в изучении связей между ментальными процессами и нарративами» (с. <...> Реферируемый сборник отразил вторую тенденцию – к расширению границ нарратологии. <...> В реферируемый сборник вошла статья, завершающая цикл о социальных сознаниях в «Крошке Доррит» Диккенса2 . <...> Классическая нарратология занимается преимущественно литературными повествованиями, признавая тем самым единственный вариант медиального субстрата нарратива. <...> Постклассическая нарратология, как подчеркивает Вернер Вольф (Грац), начала расшатывать гегемонию повествований, исходящих от нарратора. <...> Сегодня предметом изучения в нарратологических исследованиях могут быть драма и лирическая поэзия, фильмы, повествовательные изображения, музыка. <...> Вместе с тем интердисциплинарный экспорт нарратологического анализа влечет определенные риски, в первую очередь риск распада самой дисциплины на множество <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_7_Литературоведение._Реферативный_журнал_№3_2014.pdf
1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
2014 – 3
Издается с 1974 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2014
Стр.1
2
ББК 83
С 69
научно-информационных исследований
Отдел литературоведения
Редакционная коллегия серии «Литературоведение»:
Е.А. Цурганова – канд. филол. наук, гл. редактор, А.А. Ревякина
– канд. филол. наук, зам. гл. редактора, Е.В. Лозинская
– ответственный секретарь, В.В. Агеносов – д-р филол.
наук, М.М. Голубков – д-р филол. наук, Т.Н. Красавченко
– д-р филол. наук, А.Е. Махов – д-р филол.
наук, Н.Т. Пахсарьян – д-р филол. наук, Е.Г. Руднева –
д-р филол. наук, Е.В. Соколова – канд. филол. наук
Социальные и гуманитарные науки. ОтечестС
69
венная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение:
РЖ / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.информ.
исслед. Отд. литературоведения. – М., 2014. –
№ 3. – 226 с.
В номере представлены новые отечественные и зарубежные
исследования по теории литературы, истории всемирной литературы
и русскому зарубежью.
ББК 83
Центр гуманитарных
ISSN 2219-8784
© ИНИОН РАН, 2014
Стр.2
2014.03.001
СОДЕРЖАНИЕ
3
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Направления и тенденции в современном литературоведении
и литературной критике
2014.03.001. Современные тенденции в нарратологии .................... 7
2014.03.002. Масе М. Способы чтения, модусы жизни .................. 21
2014.03.003. Конди Н., Купсан Е. Литературная теория и возрождение
академизма в постсоветской России .......................... 27
История литературоведения и литературной критики
2014.03.004. Хрестоматийные тексты: Русская педагогическая
практика XIX в. и поэтический канон ......................................... 39
2014.03.005. Умнова М.В. «Делать вещи нужные и веселые…»:
Авангардные установки в теории литературы и критике
ОПОЯЗа. ........................................................................................ 47
Поэтика и стилистика художественной литературы
2014.03.006. Шпёрхазе К. Лирическая апострофа как триадическая
коммуникативная модель: На примере оды Клопштока
«О поездке на Цюрихское озеро» .................................... 53
2014.03.007. Эстетика смеха ............................................................. 57
2014.03.008. Художественное осмысление действительности в
зарубежной литературе: Межвузовский сборник науч. тр.
...... 61
Стр.3
4
Литература и другие формы сознания
2014.03.009. Стинсон Т. Иллюстрация и интерпретация: Изображение
и восприятие Faus Semblant в манускриптах «Романа
о Розе» ................................................................................... 69
2014.03.010. Бриссон Э. Фауст. Биография мифа. ........................... 74
ИСТОРИЯ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература Средних веков и Возрождения
2014.03.011. Акерман К. Переступая пороги в пространстве и во
времени: Феномен погружения в литургической драме ........... 81
2014.03.012. Историзм и модернизм Боккаччо в «Генеалогии
языческих богов». (Сводный реферат) ....................................... 86
Литература XVII–XVIII вв.
2014.03.013. Райан К. «Вот замечательное превращение»: Шекспировская
философия будущего ................................................ 94
2014.03.014. Рейгер М. Фантазия, сны и рай: Милтоновские и
бэконовские образы сада в «Кубла Хане» Колриджа ................ 95
Литература ХIХ в.
Русская литература
2014.03.015. Лермонтовские чтения – 2012: Сб. статей ............... 100
2014.03.016. Щелыковские чтения – 2012: Проблемы жизни и
творчества А.Н. Островского: Сб. статей ................................. 106
2014.03.017. Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных
диалогов ................................................... 115
Зарубежная литература
2014.03.018. Перес Исаси С. Границы «испанскости» в испанской
литературе XIX в. ............................................................... 123
2014.03.019. Мир Диккенса – Диккенс и мир: К 200-летию со
дня рождения писателя: Сб. науч. тр. ....................................... 126
2014.03.001
Стр.4
2014.03.001
Литература ХХ–XXI вв.
Русская литература
2014.03.020. Л.М. Леонов: Мотивы, символы и образы. (Сводный
реферат) ................................................................................ 132
2014.03.021. Москвина О.А. Звуковая организация произведений
Николая Рубцова .................................................................. 139
2014.03.022. Ключников Ю.М. Дом и дым: Лирические итоги:
Сб. стихов и переводов, 1970–2013 гг. ...................................... 147
2014.03.023. Бондаренко В.Г. Десять книг года ............................ 152
Русское зарубежье
2014.03.024. Дзыга Я.О. Творчество И.С. Шмелёва в контексте
традиций русской литературы ................................................... 157
2014.03.025. Иванов Г.В. Китайские тени: Мемуарная проза ...... 162
2014.03.026. Коростелёв О.А. От Адамовича до Цветаевой:
Литература, критика, печать Русского зарубежья ................... 168
2014.03.027. Русское зарубежье: История и современность: Сб.
статей ............................................................................................ 177
Зарубежная литература
2014.03.028. История литературы США. – Т. 6: Литература
между двумя войнами; Кн. 1....................................................... 184
2014.03.029. Ногероль Ф. Борхес и Арреола: Бестиарий, библиотека
и жизнь ........................................................................... 193
2014.03.030. Шилдс Д., Сэлерно Ш. Сэлинджер .......................... 197
2014.03.031. Леннон Дж.М. Норман Мейлер: Двойная жизнь .... 202
2014.03.032. Интертекстуальность и игра с читателем в романе
Дж.М. Кутзее «Мистер Фо». (Сводный реферат) .................... 208
2014.03.033. Кутзее К. Сихл Хумало, «Из Кейптауна в Каир» и
вопросы интертекстуальности: Как писать об Африке, как
читать об Африке ........................................................................ 211
5
Стр.5
6
Биографические материалы
2014.03.034. Смерть Андрея Белого (1880–1934): Сб. ст. и материалов:
Документы, некрологи, письма, дневники, посвящения,
портреты .......................................................................... 215
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ............................... 222
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 3) ............................................. 223
2014.03.001
Стр.6