Юденков СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ: КОНЦЕПЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ КНОРУС • МОСКВА • 2013 УДК 336.7(075.8) ББК 65.262я73 Т93 Тысячникова Н. А. <...> Т93 Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология: учебное пособие / Н. А. Тысячникова, Ю. Н. Юденков. <...> Какова структура стратегии и что должно входить в основные разделы? <...> Типовая структура стратегии: ключевые разделы и их предназначение . <...> Система стратегических инициатив и внесение изменений в систему управления . <...> Например, зачем нужен стратегический менеджмент, как должна функционировать система стратегического планирования, с чего начать, чтобы разработать, а затем внедрить стратегию, каковы этапы этого процесса и как организовать взаимодействие всех служб и систем банка для их реализации, какие риски сопровождают исполнение стратегии, как мотивировать персонал на принятие ответственности за свои действия и т.д. <...> Представленная читателю книга Тысячниковой Н. А. и Юденкова Ю. Н. посвящена как раз этим вопросам, формирующим основу эффективного управления кредитных организаций. <...> Первый — поддержка высшего руководства, второй — обширная база исследований. <...> Выбор вида стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития банка, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. <...> В-третьих, неотъемлемым компонентом системы стратегического планирования является система ключевых показателей эффективности деятельности банка (далее — KPI), которую в разных источниках называют также системой сбалансированных показателей эффективности. <...> KPI формируется на уровне видения акционерами развития банка (высокоагрегированный уровень), затем каскадируются на уровень стратегического финансового плана (средний агрегированный уровень), далее — на уровень бизнес-планов по видам и направлениям бизнеса банка, банковским продуктам и услугам, до уровня подразделений и сотрудников <...>
Стратегическое_планирование_в_коммерческих_банках_концепция,_организация,_методология.pdf
УДК 336.7(075.8)
ББК 65.262я73
Т93
Тысячникова Н. А.
Т93 Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция,
организация, методология: учебное пособие / Н. А. Тысячникова,
Ю. Н. Юденков. М. : КНОРУС : ЦИПСиР, 2013. — 312 с.
ISBN 978-5-406-02835-3
Невозможно вести бизнес в долгосрочной перспективе, если среди сотрудников,
руководства и владельцев нет единства в понимании того, куда и почему движется
банк, какова его стратегия. Стратегия очень важна, но, к сожалению, большинство
банковских работников и топ-менеджеров даже не подозревают, что они ничего
не знают о стратегии…
С чего начинается стратегия? Кто ее должен разрабатывать и как организовать
процесс? Какова структура стратегии и что должно входить в основные
разделы? Как строить стратегическую модель? С чего начинать внедрение? Как
мотивировать персонал? Зачем нужен аудит стратегии? Каковы последствия отказа
от стратегического планирования? Ответы на эти и многие другие вопросы нашли
свое отражение на страницах настоящего издания.
Практическая ценность и оригинальность книги состоит в том, что она не просто
дает максимально широкое представление о стратегическом планировании
в банке, систематизирует обширный спектр информации в этой области,
но и рассматривает его через призму практического применения. По замыслу
авторов, читатель сможет не просто получить комплексное знание о стратегическом
планировании, но и использовать его в системе управления банком.
УДК 336.7(075.8)
ББК 65.262я73
Тысячникова Наталья Александровна, Юденков Юрий Николаевич
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ:
КОНЦЕПЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
Сертификат соответствия № РОСС RU. АЕ51. Н 16208 от 04.06.2012.
Изд. № 5970. Подписано в печать 30.10.2012.
Формат 60×90/16. Гарнитура «NewtonC». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 19.5. Уч.-изд. л. 15,0. Тираж 1000 экз. Заказ №
ООО «КноРус».
127015, Москва, Новодмитровская, д. 5а, стр. 1.
Тел.: (495) 741-46-28.
E-mail: office@knorus.ru http://www.knorus.ru
ООО «Центр Исследований Платежных Систем и Расчетов».
E-mail: info@paysyscenter.ru Блог: http://paysyscenter.livejournal.ru
www.paysyscenter.ru
Отпечатано в ГУП МО «Коломенская типография».
140400, Московская обл., г. Коломна, ул. III Интернационала, 2а.
Тел.: 8 (496) 618-69-33, 618-60-16. E-mail: bab40@yandex.ru
ISBN 978-5-406-02835-3
© ООО «Центр Исследований
Платежных Систем и Расчетов», 2013
© ООО «КноРус», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................................... 5
Введение ........................................................
9
Глава 1. Стратегическое планирование как необходимое условие
для развития организации ................................ 13
1.1. Стратегическое управление. Стратегическое планирование
в системе управления банком............................... 13
1.2. Этапы стратегического планирования ....................... 30
1.3. Виды стратегий в кредитной организации,
цели и особенности ....................................... 51
Глава 2. Структура и содержание стратегии банка.................. 65
2.1. Типовая структура стратегии: ключевые разделы
и их предназначение ...................................... 65
2.2. Анализ и прогноз макросреды .............................. 77
2.3. SWOT-анализ. Определение целей и задач стратегического
развития банка ........................................... 97
2.4. Финансовая модель: структура, принципы
и методические основы построения. Содержание раздела
бизнес-стратегии ......................................... 120
2.5. Стратегия развития систем управления, обеспечения
и поддержки банковского бизнеса .......................... 138
Глава 3. Организация разработки стратегии........................ 163
3.1. Органы управления банком, ответственные за формирование
стратегии ................................................ 163
3.2. Способы разработки стратегии и этапы стратегического
планирования по каждому из способов ...................... 173
3.3. Организация разработки стратегии специалистами банка.
Механизмы взаимодействия подразделений и уровней
управления банком........................................ 188
Глава 4. Внедрение стратегии банка ............................... 203
4.1. Программы и планы внедрения. Система стратегических
инициатив и внесение изменений в систему управления ....... 203
4.2. Система ключевых показателей эффективности и мотивация
персонала на реализацию стратегии ......................... 220
4.3. Мониторинг внедрения стратегии .......................... 239
Стр.3
4•ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 5. Аудит стратегического планирования банка.
Стратегический риск ..................................... 252
5.1. Стратегический риск: источники возникновения
и организация управления ................................. 252
5.2. Внутренний контроль в стратегическом планировании ........ 271
5.3. Аудит стратегического планирования банка: этапы, принципы,
методика................................................. . 283
Заключение...................................................... 302
Литература ...................................................... 306
Стр.4