МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА НА ЗАОЧНОМ ОТДЕЛЕНИИ
ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Учебно-методическая разработка для вузов
Составитель
И. В. Зиньковская
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ
Место и сроки педагогической практики. Педагогическая практика
студентов заочного отделения исторического факультета осуществляется
без отрыва их от работы с 10 по 30 ноября. Для студентов, проживающих в
г. Воронеже, базой практики является школа № 15. Иногородние студенты
проходят практику по месту жительства. Они предоставляют письменное
согласие школы принять их на практику без оплаты со стороны ВГУ. Согласие
должно иметь вверху штамп школы, гербовую печать и подпись директора.
Студенты
прикрепляются к классам, где выполняют обязанности учителя
по истории и помощника классного руководителя (куратора). В первую
неделю практики студенты посещают все уроки в закрепленном за ними
классе с целью знакомства с методикой преподавания предметов и коллективом
учащихся. Две последующие недели практики студенты проводят
уроки по истории в прикрепленном классе, внеклассные и воспитательные
мероприятия (всего два), присутствуют на уроках других практикантов, участвуют
в обсуждении уроков и воспитательных мероприятий. В период педагогической
практики студенты под руководством преподавателей кафедры
педагогики и педагогической психологии изучают возрастные и индивидуальные
особенности учащихся и составляют психолого-педагогические характеристики
отдельных учащихся и классного коллектива.
Содержание педагогической практики
Учебная работа по предмету включает:
– изучение и анализ опыта работы преподавателей по предмету;
– проведение уроков по предмету в прикрепленном классе;
– посещение уроков других студентов группы, участие в обсуждении
уроков;
– разработку планов учебных занятий;
– отбор содержания и структурирование учебного материала;
– изучение методик и технологий проведения уроков;
– изучение системы внеклассной работы по предмету в учебном заведении.
Воспитательная
работа включает:
– ознакомление с принципами планирования, основами методики организации
воспитательной работы образовательного учреждения;
– ознакомление с работой классных руководителей;
– приобретение и развитие навыков самостоятельного ведения воспитательной
работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных
способностей;
3
Стр.3
1. ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДОКУМЕНТАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
студента 5-го курса заочного отделения
Ф. И.О.
Место проведения практики: школа, класс.
Сроки практики: с 10. 11. 20_ г. по 30. 11. 20_ г.
Утверждаю:
Факультетский руководитель практики
Д. и. н., доц. Зиньковская Ирина Владимировна
Воронеж 20_ г.
6
Стр.6
2. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ
ОТЧЕТ
о прохождении педагогической практики
студента_____________ Ф. И. О. полностью
5 курса исторического факультета
в___________ наименование образовательного учреждения
с ___.____20___ по_____ .____ .20___
1. Анализ учебной работы.
Количество посещенных и проанализированных уроков или учебных
занятий (у педагогов и студентов, проходящих практику).
Количество часов самостоятельно проведенных учебных занятий, их
типы, тематика. Формы, методы и средства обучения, освоенные в период
практики. Что вызвало затруднения и почему.
2. Анализ внеклассной работы по предмету.
Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности.
Количество проведенных мероприятий, их тематика.
Степень заинтересованности и активности участия в них учеников.
Примеры удачных действий. Что вызвало затруднения и почему.
3. Анализ воспитательной работы.
Цели, поставленные в этом виде педагогической деятельности.
Оценка результативности реализованных воспитательных действий.
Примеры ситуаций, в которых отрабатывались умения педагогически
правильно строить свои взаимоотношения с учениками и их родителями.
Что вызвало затруднения и почему.
4. Анализ собственного стиля педагогического общения.
Определение собственного стиля педагогического общения, основания
для вывода, анализ динамики развития навыков педагогического общения.
Характер и причины трудностей, возникших в общении с учениками. Пути
совершенствования собственного стиля педагогического общения.
5. Общие выводы по практике.
Роль и значение педагогической практики в моем становлении как педагога.
Знания, умения, навыки, приобретенные в процессе прохождения
практики. Задачи профессионально-педагогического самообразования и самовоспитания
на будущее.
Насколько содержание и формы учебной деятельности на предшествующих
этапах обучения в ВГУ способствовали успешному прохождению
педагогической практики?
Подпись студента, расшифровка подписи __.__.20_
7
Стр.7
3. ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАН-КОНСПЕКТА ЗАЧЕТНОГО УРОКА
Конспект урока должен содержать титульный лист, на котором указывается
Ф. И. О. студента, курс, школа и класс, где проводился урок, название
темы урока, дата его проведения. Конспект должен быть полным, т. е.
включать запись всех структурных элементов урока. Конспект заверяется
учителем или групповым руководителем практики с выставлением ими
оценки за проведенный урок.
4. ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА УРОКА, ПРОВЕДЕННОГО
ДРУГИМ СТУДЕНТОМ ИЛИ УЧИТЕЛЕМ
ВОПРОСЫ
ДЛЯ АНАЛИЗА УРОКА
1. Место данного урока в системе уроков
по теме. Тип урока
2. Формулировка целей и задач урока,
оценка их оптимальности, пути их реализации
ПРИМЕРНЫЙ
ПЛАН АНАЛИЗА
Тип урока:
• Изучение нового материала;
• Закрепление знаний, умений, навыков;
• Повторительно - обобщающий
1. Образовательные задачи (усвоение понятий,
законов, закономерностей, теорий;
формирование общеучебных и специальных
умений и навыков);
2. Воспитательные задачи (воспитание у
учащихся ответственности, самостоятельности
в учебе, чувства прекрасного и
т.д.);
3. Развивающие задачи (формирование умений
выделить главное и существенное, сравнивать,
обобщать; развитие познавательных
интересов и способностей детей)
3. Выбор формы проведения типового
урока и его структурных элементов
Лекция, коллоквиум, семинар, лабораторная
(практическая) работа, урок коррекции
знаний, консультация, пресс-конференция,
зачет, контрольная работа и другие варианты.
Целенаправленность выбранной
структуры урока
4. Краткая характеристика класса, учет
индивидуальных особенностей развития
школьников
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
Отношение к учебе, активность, работоспособность,
учебные навыки; учебнопознавательная
деятельность, специальные
и общеучебные умения, интерес к
предмету, трудности (возможные) в работе
с данным классом
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ
УРОК
8
Стр.8