С81 Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций», «Управление персоналом» и «Психология» / А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. <...> В частности, она приводит к тому, что многие публикации, имеющие в своих названиях словосочетания «основы менеджмента», «современный менеджмент», «психология менеджмента» и другие подобные, содержат рассуждения, пригодные в основном для работников административных органов и характерные для советского периода, а главное — специфика руководства производствами, фирмами, агентствами, компаниями, корпорациями и прочими структурами в условиях рыночной экономики остается за строкой. <...> По своей природе рыночная экономика — противник и крушитель бюрократии, и только поэтому рыночное управление — менеджмент уже коренным образом отличается от административного управления. <...> В предлагаемой читателю книге концептуальное значение имеет раскрытие специфики менеджмента как управления в условиях рынка, как рыночного управления. <...> Чем ближе к современности, тем отчетливее осознавалась роль психологии персонала, тем обстоятельнее и шире учитывались психологические факторы в менеджменте, тем выше были требования к профессиональнопсихологической подготовленности менеджеров. <...> Проявления психологии людей в рыночной экономике и менеджменте многогранны, можно сказать, что они пронизаны ею. <...> Значимы, однако, для менеджмента не только проявления психологии персонала предприятия и потребителя, но и самого производителя — предпринимателя и менеджера. <...> Современные зарубежные концепции содержат положения о необходимости социальной ориентированности бизнеса и менеджмента, социальной обязанности их считаться с интересами всего государства и общества. <...> Менеджмент и его психологическое измерение Глава 1 Сущность, эволюция и проблемы менеджмента Глава 2 Основы психологического измерения менеджмента Глава 3 Психологические <...>
Психология_менеджмента._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_Минобрнауки_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК [159:005](075.8)
ББК 88.5ÿ73-1
Ñ81
Р е ц е н з е н т û:
заслуженный работник высшей школы РФ,
доктор психологических наук, профессор В.Т. Юсов
заслуженный работник науки РФ,
доктор экономических наук, профессор И.Н. Герчикова
Столяренко, Алексей Михайлович.
Ñ81
Психология менеджмента: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент
организаций», «Управление персоналом» и «Психология» /
À.Ì. Столяренко, Í.Ä. Амаглобели. — 2-å èçä., èñïð. и
äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 455 ñ.
I. Амаглобели, Нодари Дарчоевич.
2015.
ISBN 978-5-238-02136-2
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются сущность, теоретические и прикладные вопросы
психологии менеджмента как условия эффективного управления. Дается
психологическая характеристика особенностей рыночной экономики в
начале ХХI в. и подходов к ним в разных странах.
Прослеживаются исторические предпосылки российского менталитета,
традиции предпринимательства. Проводится психологический анализ
состояния экономики и менеджмента в условиях современной России.
Психологически обосновываются пути совершенствования менеджмента в
стране, придания ему цивилизованного характера.
Для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент
организаций», «Управление персоналом» и «Психология», а также для
слушателей бизнес-школ, менеджеров и предпринимателей.
ББК 88.5ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02136-2
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005, 2011
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2011
Стр.3
Оглавление
Предисловие
Раздел I. Менеджмент и его психологическое измерение
Глава 1. Сущность, эволюция и проблемы менеджмента
1.1. Менеджмент, его значение и проблемы
1.2. Эволюция менеджмента
2.1. Психологическая подсистема предприятия
и функция менеджмента
2.2. Психологические явления на предприятии
и в менеджменте
2.3. Социально-психологические явления на предприятии
и в менеджменте
2.4. Психология жизненного успеха, профессионализма
и профессиональной карьеры человека
Глава 3. Психологические предпосылки цивилизованного
менеджмента в России
3.1. Психология российского общества и экономика
3.2. Многообразие рыночной экономики в разных
обществах и странах
3.3. Психологические аспекты современного развития
России и рыночной экономики
3.4. Менталитет российского народа, история
и традиции российского предпринимательства
Раздел II. Социально-психологическая концепция
цивилизованного менеджмента
Глава 4. Психологический подход к менеджменту и его
цивилизованному построению
4.1. Проблемы управления и менеджмента
в психологической науке
4.2. Психология социально ориентированной
экономики и ее проблем в России
3
9
10
10
26
1.3. Современный менеджмент и тенденции его развития 51
Глава 2. Основы психологического измерения менеджмента
66
66
75
93
100
2.5. Психологическая характеристика профессионализма 105
117
117
125
135
146
169
170
170
176
4.3. Социальные ориентации предпринимательства и
менеджмента — главный признак их цивилизованности 186
4.4. Психологические принципы цивилизованного
менеджмента
193
Глава 5. Психология культуры предпринимательства
и менеджмента
207
5.1. Психология организационной культуры предприятия 207
Стр.455
11. Психология личности и профессионализма менеджера
5.2. Культура организационного поведения работника
и ее условия
5.5. Корпоративная культура сообщества предпринимателей
и менеджеров
Раздел III. Организационный и ситуативный психологический
менеджмент
Глава 6. Психологическая подструктура внутренней
организации предприятия и ее совершенствование
6.1. Психологические основания организованности
и ее целенаправленности
6.2. Построение организационных отношений
и их психологический аспект
6.3. Психология организации информационнокоммуникативной
сети
6.4. Организация мотивации труда
6.5. Система мотивации труда в организационной
структуре предприятия
Глава 7. Психология рынка и ситуативного менеджмента
7.1. Рынок и его психологические составляющие
455
220
5.3. Научно-психологическая культура организации труда 234
5.4. Нравственная культура предпринимательства
и менеджмента
243
248
255
256
256
271
281
287
293
305
305
7.2. Психология ситуативного рыночного менеджмента 313
7.3. Психология ситуативных решений и их выполнения 317
7.4. Деловые контакты, переговоры, заключение сделок 331
7.5. Поведение в условиях рыночных рисков
Глава 8. Психология маркетинга
8.1. Психологические аспекты маркетинга
8.2. Внутрифирменный маркетинговый менеджмент
8.3. Психология коммерции
Раздел IV. Психологический менеджмент персонала
Глава 9. Психологическая система работы с персоналом
9.1. Психологический подход к задачам и организации
работы с персоналом
9.2. Принципы и психотехника в системе работы
с персоналом
Глава 10. Профессиограмма деятельности менеджера
10.1. Общая характеристика деятельности менеджера
10.2. Принципы менеджмента
Глава 11. Психология личности и профессионализма менеджера
11.1. Личность менеджера и его психология в научной
и учебной литературе
11.2. Психологический портрет цивилизованного
менеджера
342
354
354
359
367
385
386
386
397
413
413
424
429
429
437
Стр.456