Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЦарев В. В.
АвторыКантарович А. А., Черныш В. В.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц800
ID352420
АннотацияРассматриваются теория и методология оценки уровня конкурентоспособности предприятий (организаций), а также товаров. Раскрыты методы оценки различных видов потенциалов, являющихся основой для определения уровня конкурентоспособности товаров. Приведены практические рекомендации по выбору экономически наиболее целесообразной конкурентной стратегии. Сформулированы теоретико-методологические основы формирования системы планирования, организации и проведения торгов в форме конкурсов, предназначенной для обеспечения необходимыми ресурсами промышленных предприятий. Раскрыты научно-практические основы управления конкурентоспособностью предприятий.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, а также для преподавателей вузов, аспирантов, руководителей предприятий любых организационно-правовых форм и ведущих менеджеров.
ISBN978-5-238-01439-5
УДК005.6(075.8)
ББК65.291.823.2я73-1
Царев, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология : учеб. пособие / А.А. Кантарович, В.В. Черныш; В.В. Царев .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 800 с. — (Magister) .— ISBN 978-5-238-01439-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/352420 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теории и методологии определения уровня конкуренции в рамках национальной экономики или на целевом рынке (его сегменте), а также оценка конкурентоспособности коммерческого предприятия (организации), товара (услуги) являются важной составной частью экономической теории. <...> Если, к примеру, предложить покупателю суперсовременный товар с превосходными потребительскими свойствами (в сравнении с тем, что ранее продавался на рынке), не располагая при этом высококвалифицированным менеджментом, заранее подготовленной эффективной системой продвижения и сбыта (продаж), удачно проведенной рекламной кампанией, заранее сформированной клиентской базой, достаточными финансовыми ресурсами для преодоления барьеров при входе на целевой рынок и т.п., то такому товару вряд ли будет сопутствовать рыночный успех, тем более если новый товар поступит на целевой рынок, который находится на заключительной стадии своего развития (в частности, на стадии прекращения существования). <...> В предлагаемом учебном пособии решены следующие задачи:  обобщен как зарубежный, так и отечественный опыт разрешения проблем конкуренции и оценки уровня конкурентоспособности предприятий и товаров;  уточнен состав главных целей, согласно которым предприятия (организации) стремятся обеспечить наиболее высокий уровень конкурентоспособности; 6   определено место систем конкурентоспособности предприятия и товара в общей системе конкурентоспособности; выявлены проблемные вопросы в системе управления конкурентоспособностью предприятия и товара;  сформулированы основные пути совершенствования системы, связанной с оценкой уровня конкурентоспособности предприятия (организации);  разработана классификация эволюции этапов развития рынка и определены соответствующие им конкурентные стратегии;  уточнены понятия конкурентоспособности товара и предприятия; сформулированы основные принципы <...>
Оценка_конкурентоспособности_предприятий_(организаций)._Теория_и_методология._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Magister).pdf
УДК 005.6(075.8) ББК 65.291.823.2ÿ73-1 Ö18 Рецензенты: ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Î.Â. Завьялов (зав. кафедрой экономики и предпринимательства Санкт-Петербургского института машиностроения); ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Ì.Ä. Медников (зав. кафедрой национальной экономики ГОУ ВПО Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Царев, Виктор Васильевич. Ö18 Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Â.Â. Öàðåâ, À.À. Кантарович, Â.Â. ×åðíûø. — Ì.: ЮНИТИДАНА, — 799 ñ. — (Ñåðèÿ «Magister»). I. Кантарович, Алла Александровна. II. Черныш, Владимир Владимирович. 2015. ISBN 978-5-238-01439-5 Агентство CIP РГБ Рассматриваются теория и методология оценки уровня конкурентоспособности предприятий (организаций), а также товаров. Раскрыты методы оценки различных видов потенциалов, являющихся основой для определения уровня конкурентоспособности товаров. Приведены практические рекомендации по выбору экономически наиболее целесообразной конкурентной стратегии. Сформулированы теоретико-методологические основы формирования системы планирования, организации и проведения торгов в форме конкурсов, предназначенной для обеспечения необходимыми ресурсами промышленных предприятий. Раскрыты научно-практические основы управления конкурентоспособностью предприятий. Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, а также для преподавателей вузов, аспирантов, руководителей предприятий любых организационно-правовых форм и ведущих менеджеров. ББК 65.291.823.2ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01439-5 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление Введение 1.1. Предмет, формы, функции и виды конкуренции 3 РАЗДЕЛ I. Конкуренция: сущность, виды, принципы, методы 9 Глава 1. Общая характеристика понятия «конкуренция» 10 10 1.2. Конкуренция — движущая сила развития национальной экономики 20 1.3. Классификация определений понятия «конкуренция» 1.4. Классификация видов конкуренции по М. Портеру 1.5. Классификация движущих сил конкуренции 1.6. Правила ведения бизнеса в условиях конкуренции РАЗДЕЛ II. Теоретические и методологические основы оценки и прогнозирования конкурентоспособности товара 69 Глава 2. Теоретические вопросы оценки и прогнозирование конкурентоспособности товара 2.1. Характеристика понятийного аппарата 2.2. Понятие услуги, отличительные характеристики и критерии ее оценки 2.3. Понятие, сущность и способы оценки конкурентоспособности товара 2.4. Систематизация методов оценки конкурентоспособности товара, их достоинства и недостатки 2.5. Принципы формирования системы управления конкурентоспособностью товара 2.6. Жизненный цикл товара — важный параметр оценки уровня его конкурентоспособности 2.7. Факторы, обусловливающие уровень конкурентоспособности товаров и услуг 2.8. Качество — важнейшая характеристика конкурентоспособности товара 2.9. Системы всеобщего управления качеством Глава 3. Прогнозирование в системе оценки конкурентоспособности товара 3.1. Основные термины, категории и понятия 3.2. Типология прогнозов 3.3. Основные принципы построения системы прогнозирования конкурентоспособности товара 70 70 74 81 106 112 114 124 139 155 2.10. Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг 161 169 169 3.4. Параметрическое описание прогноза, этапы его разработки 182 3.5. Классификация методов прогнозирования 178 181 188 26 32 49 65
Стр.797
797 3.6. Различия в системах прогнозирования и планирования конкурентоспособности 198 3.7. Виды необходимой прогнозной информации 3.8. Выбор метода прогнозирования 201 202 3.9. Практические иллюстрации к использованию методов прогнозирования РАЗДЕЛ III. Научно-практические основы оценки конкурентоспособности предприятия Глава 4. Проблемы оценки конкурентоспособности предпринимательской структуры 4.1. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория 4.2. Целеполагание в системе управления конкурентоспособностью предприятия 4.3. Основные функции, реализуемые в системе управления конкурентоспособностью предприятия 4.4. Проблемные вопросы оценки уровня конкурентоспособности предприятия 4.5. Методы анализа конкурентоспособности предприятия 4.6. Применяемые методы оценки конкурентоспособности предприятия 4.7. Основные пути повышения уровня конкурентоспособности предприятия 5.1. Этапы эволюции рынка и соответствующие им конкурентные стратегии 5.2. Концентрация рынка — важная характеристика уровня конкурентоспособности предприятий 5.3. Классификация характеристик понятия «конкурентоспособность предприятия» и его ключевых факторов 5.4. Формулирование понятия «конкурентоспособность предприятия» 5.5. Принципы формирования конкурентных преимуществ предприятия 5.6. Принципы построения системы оценки уровня конкурентоспособности предприятия 5.7. Инфраструктура системы определения конкурентоспособности предприятия и показатели оценки ее элементов 5.8. Современные инструменты обеспечения конкурентоспособности предприятия 5.9. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе 204 231 232 232 239 244 246 250 255 273 Глава 5. Теоретические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия 276 276 282 297 316 324 324 328 359 362
Стр.798
798 5.10. Принципы обоснования выбора ключевых показателей эффективности 376 5.11. Ключевые показатели оценки эффективности функционирования предприятия 377 Глава 6. Методологические основы формирования системы управления конкурентоспособностью предприятия 386 6.1. Рациональные сочетания жизненных циклов товар—предприятие—рынок 386 6.2. Методика сбора информации о конкурентах 6.3. Формирование контингента альтернативных поставщиков на основе процессного подхода 6.4. Методики оценки потенциалов поставщиков на основе многокритериального подхода 6.5. Концепция формирования системы управления сбытом на предприятии 6.6. Оценка сбытового потенциала предприятия 6.7. Оптимизация кадрового потенциала высшего учебного заведения 6.8. Методика оценки кадрового потенциала предприятия на основе стоимостной оценки 6.9. Стоимость бизнеса — интегральная оценка уровня конкурентоспособности предприятия 6.10. Методика определения интегральной оценки конкурентоспособности предприятия 6.11. Понятие «конкурентный статус предприятия» 397 429 433 456 474 499 515 534 542 6.12. Формулирование понятия «ñòðàòåãèÿ» 546 6.13. Этапы формирования конкурентной стратегии 6.16. Методические основы принятия решений в системе управления конкурентоспособностью предприятия 6.17. Компромиссные решения в системе принятия управленческих решений 6.18. Методы оценки экономической эффективности принятия управленческих решений 6.14. Выбор конкурентной стратегии развития предприятия 559 6.15. Основные этапы реализации конкурентной стратегии 544 552 570 601 625 636 РАЗДЕЛ IV. Теория и методология оценки конкурентоспособности предприятий, участвующих в конкурсных торгах 639 Глава 7. Научно-практические проблемы планирования, организации и проведения торгов в форме конкурсов 640 7.1. Роль механизма конкурсных торгов в наиболее полном удовлетворении предприятий необходимыми ресурсами 640
Стр.799
799 7.2. Целеполагание в системе планирования, организации и проведения конкурсных торгов 7.3. Проблемы использования нормативно-правовой базы осуществления закупок товаров по конкурсу Глава 8. Теоретические основы формирования системы планирования, организации и проведения конкурсных торгов 8.1. Понятийный аппарат, используемый в системе проведения конкурсных торгов 8.2. Принципы построения системы торгов (закупок), осуществляемых в форме конкурсов 8.3. Классификация торгов (конкурсов), их достоинства и недостатки 8.4. Инфраструктура системы планирования и проведения конкурсных торгов Глава 9. Методологические основы формирования системы планирования, организации и проведения конкурсных торгов 9.1. Методические документы по определению эффективности закупок товаров в России 9.2. Основные этапы и критерии оценки и отбора наиболее конкурентоспособного поставщика 9.3. Методы оценки и выбора наиболее конкурентоспособного поставщика по результатам конкурсных торгов 9.4. Выбор предприятия-поставщика с помощью метода эталонных значений критериев 9.5. Выбор наиболее конкурентоспособного поставщика на основе методики многоцелевого анализа 9.6. Выбор наиболее конкурентоспособного поставщика с помощью метода анализа иерархий 651 653 666 666 676 680 694 698 698 702 705 729 733 741 9.7. Рекомендуемая система планирования конкурсных закупок 754 9.8. Методика создания электронной торгово-закупочной площадки, специализированной на продаже товаров по конкурсу 9.9. Основные отличия системы электронной торговли по конкурсу от традиционной формы 9.10 Конкурентные преимущества, получаемые участниками электронных конкурсных торгов ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 760 769 771 779 782
Стр.800