Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 4 (67) 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук (Новосибирск)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор, академик РАО (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Корольков А. А. (Санкт-Петербург). Истоки педагогической антропологии
в античной пайдейе ................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ II
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наливайко А. В., Наливайко Н. В., Таркин П. Е. (Новосибирск).
Проблемы формирования патриотизма в современной России.
Часть II. Аксиологический аспект.................................................................................. 29
Петров В. В. (Новосибирск). Университет в условиях глобализации:
организация, структура, управление .......................................................................... 20
Щербинина Л. Ф., Акимова И. Л., Кузьменко К. А., Серебрякова Л. Г.
Лымарева Ю. В. (Магнитогорск). Особенности структурирования
авторского учебного курса по предмету «Технология»
в условиях ФГОС ..................................................................................................................... 47
(Барнаул). Парламентский контроль в юридическом образовании:
концептуально-праксиологический аспект ............................................................ 38
Фурсов В. В. (Москва). Педагогика третьего тысячелетия требует новой
парадигмы ................................................................................................................................. 13
Стр.1
РАЗДЕЛ III
ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черных С. И. (Новосибирск), Борисенко И. Г. (Красноярск). Проблемы
формирования электронного образовательного пространства.................... 57
РАЗДЕЛ IV
ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Асханова Л. Р. (Москва). Мемэтический подход
в дискурсивном развитии глобального этоса.................................................................. 65
Ушаков Д. В. (Новосибирск). Роль системы образования
в гармонизации этноконфессиональных отношений молодежи
(на примере Новосибирской области) ......................................................................... 89
РАЗДЕЛ V
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Попов А. А. (Новосибирск), Ермаков С. В. (Красноярск), Глухов П. П.
(Новосибирск). Проблема формы в современной дидактике ...................... 110
Попова О. А. (Москва), Глухов П. П. (Новосибирск), Каитов А. П. (Москва).
Роль игры в формировании культуры безопасного поведения ................. 137
Дудкина С. Г. (Белгород). Категории единичного, особенного
и всеобщего в сфере адаптивного физкультурного образования лиц
с нарушениями речи .......................................................................................................... 123
РАЗДЕЛ VI
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кравченко К. А., Бабенко К. Б. (Новосибирск). Роль визуального
восприятия в процессе обучения изобразительному искусству ................ 152
Соколов М. В., Соколова М. С. (Новосибирск). Возрастание роли
декоративно-прикладного искусства в художественном образовании
периода 1980–2000-х гг. .................................................................................................. 159
РАЗДЕЛ VII
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Основные причины, негативно влияющие
на эффективность функционирования системы отечественного
образования и тормозящие историческую востребованность
ее поступательного развития» .................................................................................... 168
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 177
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Глухов П. П. (Новосибирск). Компетентностные испытания
как современная форма оценки образовательных достижений ................. 99
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.08.2016
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 18.6 л.
Уч.-изд. 17.5 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 216.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 4 (67) 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
CONTENT
Part I. FROM THE HISTORY
OF PHILOSOPHY OF EDUCATION
Korolkov A. A. (Saint Petersburg). The sources of pedagogical anthropology
in ancient paideia ......................................................................................................................... 3
Part II. CONCEPTUAL ISSUES
OF THE DOMESTIC EDUCATION DEVELOPMENT
Fursov V. V. (Moscow). Pedagogy of the third millennium requires
a new paradigm ......................................................................................................................... 14
Petrov V. V. (Novosibirsk). University in the conditions
of globalization: organization, structure, management ............................................. 21
Shcherbinina L. F., Akimova I. L., Kuzmenko K. A., Serebryakova L. G.
Lymareva Yu. V. (Magnitogorsk). The features of structuring of the author’s
training course on the subject of «Technology» in the conditions
of the federal state educational standard ...................................................................... 48
(Barnaul). Parliamentary control in legal education:
a conceptual-praxiological aspect ...................................................................................... 39
Nalivayko A. V., Nalivayko N. V., Tarkin P. E. (Novosibirsk). Problems of
formation of patriotism in modern Russia. Part II. The axiological aspect ........ 30
Стр.3
Part III. PROBLEMS OF ELECTRONIC EDUCATION
Chernykh S. I. (Novosibirsk), Borisenko I. G. (Krasnoyarsk). Problems
of formation of electronic educational space ................................................................. 58
Part IV. ETHNIC EDUCATION:
A SOCIAL-PHILOSOPHICAL ASPECT
Ushakov D. V. (Novosibirsk). The role of the education system
in harmonization of the ethno-confessional relations
of the youth (on the example
of Novosibirsk region) ............................................................................................................. 90
Part V. TOPICAL ISSUES OF DOMESTIC PEDAGOGY
Glukhov P. P. (Novosibirsk). Competence-based examinations
as a modern form of educational achievements evaluation ................................. 100
Dudkina S. G. (Belgorod). Categories of the singular, particular and general
in the sphere of adaptive physical education
for people with speech pathology .................................................................................... 124
Popov A. A. (Novosibirsk), Ermakov S. V. (Krasnoyarsk), Glukhov P. P.
(Novosibirsk). The problem of form in modern didactics ...................................... 111
Popova O. A. (Moscow), Glukhov P. P. (Novosibirsk), Kaitov A. P. (Moscow).
The role of games in the formation of the safe behavior culture ......................... 138
Part VI. THEORY AND PRACTICE OF ART EDUCATION
Sokolov M. V., Sokolova M. S. (Novosibirsk). The increasing role
of arts and crafts in the art education in the years 1980–2000 ........................... 160
Kravchenko K. A., Babenko К. В. (Novosibirsk). Role of visual perception
in the course of training in the fine arts ........................................................................ 153
Part VII. INFORMATION
Transcript of the webinar "The main reasons that negatively influence
the effectiveness of functioning of the system of domestic education
and hamper the historical demand for its steady development" ........................ 168
Formatting rules for authors and publication ethics and malpractice statement . 180
Askhanova L. R. (Moscow). Meme-ethics: a memetic approach
to the discursive development of a global ethos ........................................................... 67
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
№ 4 (67) 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.08.2016
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 18.6
Publisher’s
sheets: 17.5
Circulation
1000 issues.
Order № 216.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4