Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 116 1980

Против себя самого. А. Герцен и нравственные проблемы социализма (190,00 руб.)

0   0
Первый авторДрыжакова Елена
Страниц35
ID349340
АннотацияСтатья посвящена нравственным проблемам социализма в рассмотрении А. Герцена, а также приводятся мысли Герцена по нравственным проблемам из его работы "Былое и думы", журнала "Колокол", дневников и писем.
Дрыжакова, Е. Против себя самого. А. Герцен и нравственные проблемы социализма / Е. Дрыжакова // Грани .— 1980 .— № 116 .— С. 235-269 .— URL: https://rucont.ru/efd/349340 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

и нравственные проблемы I 31 декабря 1863 года А.И. Герцен записал в своем Дневнике: „С 1851 я не переступал в новый год с таким ужасом — надежды на что-нибудь светлое нет — ни в общем, ни в частном" (XX, 605)*. <...> Если „рассказ о семейной драме" 18491852 годов (измена и смерть Н.А. Герцен) автор считал возможным со временем напечатать в составе своих мемуаров, то о личной жизни в Лондоне 1852-1865 годов в „Былом и думах" почти нет упоминаний. <...> Как известно, Герцен приехал в Лондон в 1852 году после смерти своей жены Н.А. Герцен с тремя детьми: Александром — 13 лет, Натальей — 8 лет и Ольгой — 2 лет. <...> Вскоре Тучкова-Огарева стала негласной женой Герцена, и в 1858 году родилась их дочь Лиза. <...> Истинный характер семейных отношений вначале знали лишь Герцен и Огарев. <...> Но объяснить своим детям эту новую нравственность ни Герцен, ни Огарев не решались. <...> Тучкова-Огарева тяготилась своим ложным положением, нервничала, ревновала к прошлому, устраивала истерические сцены. <...> Тучкова-Огарева постоянно грозила уходом вместе с Лизой. <...> Смерть этого ребенка, ее последние английские слова: „ I am afraid " — Герцен постоянно вспоминал всю оставшуюся жизнь. <...> Среди них были люди посвоему умные и наделенные публицистическим талантом; были „хористы" революции — по меткому определению Герцена; были и те личности сомнительной судьбы и сомнительной нравственности, которые непременно пристраиваются ко всякому общественному движению. <...> В истории русской общественной мысли все они получили известность как „молодая эмиграция", или „женевская эмиграция" 60-х годов. <...> Хотя у него, по его собственным словам, „волос становился дыбом от мерзости женевской", он все-таки до конца 1866 года не давал себе права отречься от этих своих духовных детей. <...> Несмотря на сомнения и колебания, Герцен продолжал в эти годы открыто называть себя социалистом, хотя от революционного социализма он, по сути дела, отказался еще в 1862 году и даже до петербургских пожаров и кровожадных прокламаций „Молодой <...>