МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 371
ББК 74.20я7
П24
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом ОмГУ 21 мая 2004 г.
Рецензент – доктор пед. наук, профессор Ю.П. Дубенский
П24
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ISBN 5-7779-0460-2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В пособии рассматривается технология учебного исследования. <...> Описывается последовательность этапов: подготовки, тестирования,
выдвижения гипотез, их свойства, проведения и наблюдения эксперимента. <...> Для учителей и учащихся старших классов, занимающихся исследовательской работой в школе. <...> УДК 371
ББК 74.20я7
Учебно-методическое пособие
Омск
2004
Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие /
Сост. <...> Технология организации и проведения учебного исследования ..............5 <...> Исследовательская деятельность тесно связана с методикой проблемного обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников
в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного образования. <...> Пособие не претендует на глубину освещения данного вопроса, однако содержит основные требования к этапам проведения исследовательской работы, выбору проблемы, темы, выдвижению гипотез,
методике проведения наблюдения, организации эксперимента,
оформлению результатов. <...> Разнообразие этих работ велико, начиная от короткого доклада реферативного характера и заканчивая разработками, имеющими прикладное
и научное значение; последнее выполняется учащимися, работающими в составе исследовательских коллективов при высших учебных заведениях или научных лабораториях. <...> Интерес педагогики к сравнительному анализу обучения и научного познания
вполне понятен и закономерен, одна из основных задач обучения –
сделать достоянием подрастающего поколения результаты <...>
Педагогическая_технология_освоения_учащимися_исследовательской_деятельности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УДК 371
ББК 74.20я7
П24
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом ОмГУ 21 мая 2004 г.
Рецензент – доктор пед. наук, профессор Ю.П. Дубенский
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
П24 Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской
деятельности: Учебно-методическое пособие /
Сост. С.В. Палецкий. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 72 с.
ISBN 5-7779-0460-2
В пособии рассматривается технология учебного исследования.
Описывается последовательность этапов: подготовки, тестирования,
выдвижения гипотез, их свойства, проведения и наблюдения эксперимента.
Даются практические рекомендации по оформлению результатов
исследования, использованию литературы, подготовке тезисов
и докладов.
Для учителей и учащихся старших классов, занимающихся исследовательской
работой в школе.
УДК 371
ББК 74.20я7
Омск
2004
ISBN 5-7779-0460-2
2
© Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ..................................................................................................4
1. Технология организации и проведения учебного исследования ..............5
2. Планирование учебного исследования ....................................................10
3. Постановка исследовательской задачи ...................................................15
4. Выдвижение, подтверждение и опровержение гипотезы ......................19
5. Гипотеза исследования ............................................................................22
5.1. Эмпирические гипотезы как средство исследования .....................22
5.2. Подтверждение и опровержение гипотез .....................................27
5.3. Свойства гипотезы .........................................................................30
5.4. Эмпирические гипотезы и закономерности ...................................33
5.5. Обнаружение закономерностей и выдвижение гипотез ...............35
6. Наблюдение как метод исследования .....................................................40
7. Подготовка и проведение эксперимента .................................................46
8. Работа с литературой ...............................................................................51
8.1. Как следует читать книгу ..............................................................53
8.2. Как работать с научным журналом, сборником научных
статей, тезисами и т.д. ..................................................................54
8.3. Как работать с книгой ...................................................................54
9. Правила оформления результатов исследовательских работ .................56
9.1. Структура исследовательской работы .........................................56
9.1.1. Оглавление .................................................................................57
9.1.2. Введение ....................................................................................57
9.1.3. Основная часть (методика и объект исследования) ...............59
9.1.4. Заключение ................................................................................60
9.1.5. Литература ..............................................................................63
10. Подготовка тезисов ................................................................................65
11. Подготовка доклада ...............................................................................66
Список используемой литературы ..............................................................70
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм
по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной
местности, развития самостоятельности учащихся в процессе
обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные
при теоретическом изучении гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин.
Исследовательский характер деятельности вырабатывает у
школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа
полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания
по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания
могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы. Исследовательская
деятельность тесно связана с методикой проблемного
обучения, поэтому она может стать одной из наиболее массовых
и перспективных форм практической деятельности школьников
в рамках образовательного процесса, а также в системе дополнительного
образования.
Учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи
учителям и педагогам дополнительного образования, занимающимся
обучением школьников исследовательской деятельности.
Пособие не претендует на глубину освещения данного вопроса, однако
содержит основные требования к этапам проведения исследовательской
работы, выбору проблемы, темы, выдвижению гипотез,
методике проведения наблюдения, организации эксперимента,
оформлению результатов.
Эти вопросы, как правило, вызывают затруднения у многих
учителей и учащихся на начальных этапах такой деятельности. Автор
надеется, что данное пособие будет востребовано и поможет
учителям и учащимся в организации и проведении исследований.
3
4
Стр.2
12. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский
проект: 75 простых правил. – М.: ГУВШЭ: Инфра-М.: 2001 –
203 с.
13. Решанова В.И. Развитие логического мышления учащихся при
обучении физике. – М.: Просвещение, 1985. – 94 с.
14. Приходько Т. П. Пути в науку. – М.: Знание, 1973. – 136 с.
15. Старовиков М.И. Методология ученического экспериментального
исследования // Наука и школа. – 2003. – № 2. – С. 47.
16. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся /Сост.:
А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский и др. / Под ред.
Б.И. Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
17. Философский Энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2003.
– 576 с.
18. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика,
1981. – 208 с.
19. Шолпо В.Н. Земля раскрывает свои тайны. – М.: Недра, 1988. –
144 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие
Учебное издание
Технический редактор М.В. Быкова
Редактор Л.Ф. Платоненко
Подписано в печать 18.05.04. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 4,5. Усл.-печ. л. 4,2. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 100 экз. Заказ 274.
Издательско-полиграфический отдел ОмГУ
644077, Омск, пр. Мира, 55а, госуниверситет
71
72
Стр.36