И.И. Капалыгина кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Гродненский университет им. <...> Янки Купалы г. Гродно hielga@rambler.ru Теоретический анализ проблемы здоровьесбережения в историческом ракурсе Вопросы здоровьесбережения в воспитании, формирование здоровой личности ребенка не являются для педагогики чем-то новым. <...> Они проходят красной нитью через все прогрессивные гуманистические учения у современных педагогов и педагогов-классиков. <...> Проблемы общественного здоровья человечества никогда не рассматривались только как здравоохранительная деятельность, а, прежде всего, как закономерности взаимодействия и развития человека в разных условиях жизнедеятельности. <...> В педагогических идеях и взглядах человек рассматривался не только как социальное существо, что и побуждало педагоговноваторов к изучению проблемы природосообразности и человекосообразности в образовании Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровье, природосообразность, человекосообразность, педагогика, здравоохранение, воспитание В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки рассмотрения содержания образования с позиций целостного космоземного всеединства. <...> Так, древние греки, делая человека центром воспитательной системы, стремясь к его всестороннему развитию, не предавали забвению его связи с космосом (богами), обществом (гражданственность и патриотизм), природой (красота). <...> На древе человеческой цивилизации спартанская культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью. <...> Но традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие годы. <...> Идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей. <...> Согласно этому взгляду человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. <...> Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное <...>