РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА •ФЛИНТА• Ковтун Н. В. <...> РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) К 56 Рецензенты: Доктор филологических наук В. Е. Головчинер, Доктор филологических наук Б. А. Чмыхало К 56 Ковтун Н. В. <...> В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра («пародийного жанра»), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего утопизма» позднего соцреализма и патриархальной утопией «деревенщиков». <...> В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно «позитивной» русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. <...> Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. <...> Масонский дискурс и русская художественная утопия XVIII – начала XX веков 1.1. <...> Теократическая утопия «Красной Империи» – Бездны в творчестве В. Кочетова <...> Деконструкции и реконструкции утопии в литературе конца XX столетия Заключение 3 «В России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о “счастливом будущем”» (Д. С. Лихачев) Введение Проблема преемственности в становлении литературно-художественных эпох через термин «утопия»1, где утопии мастеров авангарда предваряют глобальную коммунистическую утопию, оформившуюся в художественном творчестве через теорию соцреализма (30-е годы), на смену которой в 50-60-е годы придёт ретроспективная утопия «деревенщиков» в разнообразии <...>
Русская_литературная_утопия_второй_половины_XX_века_(1).pdf
УДК 882
ББК 83.3 (2 Рос = Рус)
К 56
Рецензенты:
Доктор филологических наук В. Е. Головчинер,
Доктор филологических наук Б. А. Чмыхало
К 56
Ковтун Н. В.
Русская литературная утопия второй половины ХХ века [Электронный ресурс] :
монография / Н.В. Ковтун. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 351 с.
ISBN 978-5-9765-2002-8
Предлагаемая работа является первым опытом системного изучения «счастливой»
(позитивной) утопии в современной художественной прозе. В монографии выделяются
этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков
с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра («пародийного
жанра»), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего
утопизма» позднего соцреализма и патриархальной утопией «деревенщиков».
В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных
особенностях именно «позитивной» русской утопии, о её связях с архетипами народного
утопизма, специфике и перспективах развития. Подчеркивается условность жёсткой границы
между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного
сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры),
которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное
и оригинальное художественное явление.
История отечественного утопизма (ограниченная рамками метрополии) рассматривается в
ретроспекции религиозно-нравственных исканий XVIII-XX столетий. Преимущественное
внимание уделяется вопросу о соотношении «рационального» и «иррационального» начал
в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии
и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии – вопросы взаимовлияния
утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, ни разу не становившиеся предметом
самостоятельного критического анализа.
Преподавателям литературы, философии, культурологии, эстетики, а также студентам и
аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. Представляет интерес для
специалистов – филологов, философов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.
УДК 882
ББК 83.3 (2 Рос = Рус)
ISBN 978-5-9765-2002-8
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
Введение
Глава 1. Масонский дискурс и русская художественная утопия XVIII – начала XX веков
1.1. Границы утопии
1.2. Интеллектуальный утопизм и мечты масонов
1.3. Романтические и антиромантические утопии
1.4. Закат «счастливой утопии»: Чернышевский, Достоевский, Салтыков
1.5. Эзотерическая традиция и утопии модернизма
Глава 2. Гностико-утопическая традиция в ортодоксальной прозе соцреализма
2.1. «Утопический реализм» как неорелигиозный проект. Этапы становления
2.2. Утопия «мерцающего соцреализма». Редукция гностико-коммунистического канона
2.3. Теократическая утопия «Красной Империи» – Бездны в творчестве В. Кочетова
40-50-х годов
2.4. Советская «софиология». Романы В. Кочетова 60-х
Глава 3. Утопия в прозе традиционалистов
3.1. На перекрестке Утопий: Всемирный город или Беловодье
3.2. «Диалог» утопии – антиутопии в рассказах А. Солженицына
3.3. Нравственная утопия В. Распутина
3.3.1. Мифологема Русь – Храм – София в раннем творчестве писателя
3.3.2. «Царство Зверя» и его художественное воплощение в повести «Живи и помни»
3.3.3. Идиллия и Апокалипсис. Произведения конца 70-90-х годов
Глава 4. Религиозно-мистическая легенда о Беловодье в художественном сознании
В. Личутина
4.1. Миф – утопия – миф. Личутин как мистический утопист
4.2. Миф и принципы организации художественного пространства
4.3. Система художественных образов. Поэтика «демонического»
4.4. Миф о скитальце
4.5. Деконструкции и реконструкции утопии в литературе конца XX столетия
Заключение
Стр.3