Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русская литературная утопия второй половины XX века (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторКовтун Н. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц353
ID316379
АннотацияПредлагаемая работа является первым опытом системного изучения «счастливой» (позитивной) утопии в современной художественной прозе. В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра («пародийного жанра»), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего утопизма» позднего соцреализма и патриархальной утопией «деревенщиков». В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно «позитивной» русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. История отечественного утопизма (ограниченная рамками метрополии) рассматривается в ретроспекции религиозно-нравственных исканий XVIII-XX столетий. Преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении «рационального» и «иррационального» начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии – вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, ни разу не становившиеся предметом самостоятельного критического анализа.
Кому рекомендованоПреподавателям литературы, философии, культурологии, эстетики, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. Представляет интерес для специалистов – филологов, философов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов.
ISBN978-5-9765-2002-8
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Ковтун, Н.В. Русская литературная утопия второй половины XX века : монография / Н.В. Ковтун .— 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 353 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9765-2002-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/316379 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА •ФЛИНТА• Ковтун Н. В. <...> РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ УТОПИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Монография 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) К 56 Рецензенты: Доктор филологических наук В. Е. Головчинер, Доктор филологических наук Б. А. Чмыхало К 56 Ковтун Н. В. <...> В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра («пародийного жанра»), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего утопизма» позднего соцреализма и патриархальной утопией «деревенщиков». <...> В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно «позитивной» русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. <...> Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. <...> Масонский дискурс и русская художественная утопия XVIII – начала XX веков 1.1. <...> Теократическая утопия «Красной Империи» – Бездны в творчестве В. Кочетова <...> Деконструкции и реконструкции утопии в литературе конца XX столетия Заключение 3 «В России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о “счастливом будущем”» (Д. С. Лихачев) Введение Проблема преемственности в становлении литературно-художественных эпох через термин «утопия»1, где утопии мастеров авангарда предваряют глобальную коммунистическую утопию, оформившуюся в художественном творчестве через теорию соцреализма (30-е годы), на смену которой в 50-60-е годы придёт ретроспективная утопия «деревенщиков» в разнообразии <...>
Русская_литературная_утопия_второй_половины_XX_века_(1).pdf
УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) К 56 Рецензенты: Доктор филологических наук В. Е. Головчинер, Доктор филологических наук Б. А. Чмыхало К 56 Ковтун Н. В. Русская литературная утопия второй половины ХХ века [Электронный ресурс] : монография / Н.В. Ковтун. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 351 с. ISBN 978-5-9765-2002-8 Предлагаемая работа является первым опытом системного изучения «счастливой» (позитивной) утопии в современной художественной прозе. В монографии выделяются этапы становления русской литературной утопии на протяжении XVIII – начала XX веков с тем, чтобы выяснить особенности и динамику развития метажанра («пародийного жанра»), представленного во второй половине ХХ столетия произведениями «мерцающего утопизма» позднего соцреализма и патриархальной утопией «деревенщиков». В центр исследования выдвигается вопрос о роли, значении, художественных особенностях именно «позитивной» русской утопии, о её связях с архетипами народного утопизма, специфике и перспективах развития. Подчеркивается условность жёсткой границы между утопией и антиутопией; выделяется ряд признаков (утопичность художественного сознания автора, своеобразие хронотопа, утопического характера, мотивной структуры), которые позволяют анализировать отечественную утопию как относительно самостоятельное и оригинальное художественное явление. История отечественного утопизма (ограниченная рамками метрополии) рассматривается в ретроспекции религиозно-нравственных исканий XVIII-XX столетий. Преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении «рационального» и «иррационального» начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии – вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, ни разу не становившиеся предметом самостоятельного критического анализа. Преподавателям литературы, философии, культурологии, эстетики, а также студентам и аспирантам, специализирующимся в области гуманитарных наук. Представляет интерес для специалистов – филологов, философов, искусствоведов и широкого круга интеллектуалов. УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос = Рус) ISBN 978-5-9765-2002-8 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание Введение Глава 1. Масонский дискурс и русская художественная утопия XVIII – начала XX веков 1.1. Границы утопии 1.2. Интеллектуальный утопизм и мечты масонов 1.3. Романтические и антиромантические утопии 1.4. Закат «счастливой утопии»: Чернышевский, Достоевский, Салтыков 1.5. Эзотерическая традиция и утопии модернизма Глава 2. Гностико-утопическая традиция в ортодоксальной прозе соцреализма 2.1. «Утопический реализм» как неорелигиозный проект. Этапы становления 2.2. Утопия «мерцающего соцреализма». Редукция гностико-коммунистического канона 2.3. Теократическая утопия «Красной Империи» – Бездны в творчестве В. Кочетова 40-50-х годов 2.4. Советская «софиология». Романы В. Кочетова 60-х Глава 3. Утопия в прозе традиционалистов 3.1. На перекрестке Утопий: Всемирный город или Беловодье 3.2. «Диалог» утопии – антиутопии в рассказах А. Солженицына 3.3. Нравственная утопия В. Распутина 3.3.1. Мифологема Русь – Храм – София в раннем творчестве писателя 3.3.2. «Царство Зверя» и его художественное воплощение в повести «Живи и помни» 3.3.3. Идиллия и Апокалипсис. Произведения конца 70-90-х годов Глава 4. Религиозно-мистическая легенда о Беловодье в художественном сознании В. Личутина 4.1. Миф – утопия – миф. Личутин как мистический утопист 4.2. Миф и принципы организации художественного пространства 4.3. Система художественных образов. Поэтика «демонического» 4.4. Миф о скитальце 4.5. Деконструкции и реконструкции утопии в литературе конца XX столетия Заключение
Стр.3