Изложены результаты анализа социально-экономической ситуации в России как детерминантного контекста развития системы ДПО, дана оценка ее современного состояния, выделены ключевые проблемы, проанализирован зарубежный опыт организации ДПО в аспекте его использования в отечественной системе. <...> Работа может быть полезна исследователям, занимающимся проблемами ДПО, а также практическим работникам системы дополнительного профессионального образования, занимающимся ее совершенствованием и реформированием. <...> По мнению ряда исследователей, «появление массового бакалавриата, 4 не имеющего профессионально завершенных образовательных программ, увеличивает потребность в создании массива добротных программ ДПО, по масштабам превосходящего количество специальностей, а возможно, и специализаций ВПО, имея в виду, что эти структурные образования, начиная с 2009 г., практически прекратят свое существование» [65]. <...> Действовавшая до 1991 г. система ДПО имела централизованное государственное финансирование и управление. <...> Образовательные учреждения ДПО выдавали документы государственного образца. <...> Система ДПО имела широкую сеть учебных заведений. <...> После распада СССР и перехода России к рыночной экономике образовательные учреждения ДПО оказались во многом предоставлены самим себе, начали адаптироваться к новым условиям и самостоятельно вырабатывать стратегию своего развития на формирующемся отечественном рынке образовательных услуг. <...> Государство отводит ей значимую роль в снижении безработицы, минимизации дисбаланса рынка образовательных услуг и рынка труда, формировании адекватной потребностям рынка труда профессионально-квалификационной 6 структуры, налаживании частно-государственного партнерства в сфере образования, развитии опережающего обучения, более широкого охвата образовательными программами работающего и безработного населения. <...> В Куренков, И.А. Мосичева, А.С. Сигов, В.П. Шестак и др <...>
Развитие_системы_дополнительного_профессионального_образования__современные_вызовы,_теория,_практика_(1).pdf
УДК 378.046.4
ББК 74.5ð
Ò98
Содержание
Р е ц е н з е н т û:
главный научный сотрудник СНИЦ РАН,
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ì.È. Ñåòðîâ,
член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, проф. Ф.Ф. Харисов
Введение . .............................................................................................................. 4
Раздел 1. Социально-экономическая ситуация в России как
детерминантный контекст развития системы дополнительного
профессионального образования ..................................................... 13
Раздел 2. Современное состояние российской системы дополнительного
профессионального образования: основные характеристики и
проблемы . ......................................................................................... 41
Тюнников Ю.С.
Ò98
Развитие системы дополнительного профессионального образования
: современные âûçîâû, òåîðèÿ, практика [Электронный
ресурс] : монография / Þ.Ñ. Òþííèêîâ, Ì.À. Мазниченко. –
2-е изд., стер. – Ì. : ÔЛИНТА, 2014. – 384 ñ.
ISBN 978-5-9765-0874-3
В настоящей монографии представлены результаты системного анализа
состояния дополнительного профессионального образования России, приоритетов
ее развития и проектирования, их реализации в педагогической теории
и практике региональных систем ДПО. Изложены результаты анализа социально-экономической
ситуации в России как детерминантного контекста развития
системы ДПО, дана оценка ее современного состояния, выделены ключевые
проблемы, проанализирован зарубежный опыт организации ДПО в аспекте
его использования в отечественной системе. Дан обстоятельный анализ
программных документов в области ДПО и декларируемых ими приоритетных
направлений развития российской системы ДПО, оценена практика разработки
приоритетных направлений развития ДПО, декларируемых программными
документами, в отечественных и зарубежных научных исследованиях
и их реализация в региональных системах ДПО.
Работа может быть полезна исследователям, занимающимся проблемами ДПО,
а также практическим работникам системы дополнительного профессионального
образования, занимающимся ее совершенствованием и реформированием.
УДК 378.046.4
ББК 74.5ð
ISBN 978-5-9765-0874-3
2
© Тюнников Þ.Ñ.,
Мазниченко Ì.À., 2014
© Издательство «ÔЛИНТА», 2014
3
Раздел 3. Приоритетные направления развития российской системы ДПО .
........................................................................................................... 65
3.1. Приоритетные направления развития российской системы
ДПО в контексте зарубежного опыта ................................... 65
3.2. Приоритетные направления развития российской системы
ДПО в программных документах . ...................................... 101
Раздел 4. Разработка приоритетных направлений развития ДПО в
отечественных и зарубежных научных исследованиях . .............. 157
Раздел 5. Анализ практики реализации приоритетных направлений
развития ДПО в региональных образовательных системах ....... 234
Заключение . ...................................................................................................... 368
Литература . ...................................................................................................... 372
Стр.2