Так, в президентском акте «Америка-2000» (США) (1994) говорится о намерениях превратить школу в «центр содействия развитию цивилизованного общества». <...> Интернационализация высшего образования (ИВО) инициирована глобализацией современного мира, важнейшими событиями современной эпохи: окончание второй мировой войны, деколонизация «третьего мира», экономическая и политическая интеграция Западной Европы, распад Советского Союза и конец холодной войны. <...> Как актуальная задача рассматривается педагогическое образование в духе мультикультурализма. <...> Существуют начальные школы, промежуточные между начальным и завершающим полным образованием учебные заведения: основная школа (Россия) младшая средняя школа (США, Китай, Япония), объединенная школа (Англия), общая школа (Германия), коллеж (Франция) и т. п. <...> По завершении начального и неполного среднего образования обучение может быть продолжено в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, либо в учебных заведениях завершающего общего образования, где ориентируют на теоретическую подготовку и обучение в университете или с упором на подготовку к техническому вузу: полная средняя школа (Россия); старшая средняя школа (США, Китай, Япония). грамматическая и современная школа (Англия); гимназия, реальное училище, основная школа (Германии); лицей (Франция) и т. п. <...> Обучение в них стоит больших денег и доступно преимущественно белым американцам из среднего и высшего класса; здесь дают более качественное образование, чем в общественных школах. <...> Структурой российской общеобразовательной школы предполагается соблюдение ряда условий: равные права граждан на приобретение образования независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. <...> Дети учатся в начальной школе — 1—6 классы (Elementary School), далее — в средней школе (Middle School), которая состоит из двух звеньев: младшая высшая школа (Junior High School) — 7—9 классы, а также старшая <...>
Сравнительное_образование._Вызовы_XXI_века.pdf
УДК 378
ББК 74.6
Д 42 Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы
XXI века. — М. : Прометей, 2014. — 328 с.
В монографии на основе методологии сравнительной педагогики
рассмотрены состояние, тенденции развития образования
в России и в мире. Сопоставительно охарактеризованы направления
реформирования общего образования и высшего профессионального
образования. Предложен компаративистский анализ
стандартизации и диверсификации образования, гражданского,
нравственного, религиозного, межнационального воспитания и
обучения в общеобразовательной школе, модернизации, интернационализации
высших учебных заведений. Монография адресована
ученым, преподавателям, бакалаврам, магистрантам, аспирантам,
докто рантам, всем, кого заботит эффективное развитие
образования.
ISBN 978-5-7042-2519-5
© А. Н. Джуринский, 2014
© Издательство «Прометей», 2014.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Общее образование: традиции и инновации . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.1. Школьные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.2. Программы и технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
1.3. Билингвальное обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
1.4. Компенсирующее обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
1.5. Обновление учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
1.6. Эффективность общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Глава 2. Воспитание учащихся: кризис и поиски выхода . . . . . . . . . . .137
2.1. Воспитание как социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137
2.2. Религиозное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
2.3. Гражданское воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
2.4. Межнациональное воспитание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
2.5. Семья и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Глава 3. Высшее образование: тенденции развития . . . . . . . . . . . . . . .214
3.1. Системы высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214
3.2. Интернационализация высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . .235
3.3. Учитель и педагогическое образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
3.4. Мультикультурный преподаватель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
3.5. Качество высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
Источники и литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
3
Стр.3