В пособии освещается проблема взаимодействия школы и семьи как целостного педагогического процесса; рассматривается сущность семьи как субъекта образовательного процесса, ее структура и функции, предлагаются основные направления организации сотрудничества этих двух важнейших институтов социализации и воспитания личности; предлагаются формы и методы работы с семьей, способствующие повышению педагогической культуры родителей и направленные на оптимизацию воспитательного процесса в семье с учетом ее особенностей. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА . <...> Взаимодействие образовательного учреждения и семьи как целостный педагогический процесс . <...> . 156 ВВЕДЕНИЕ «… ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». <...> Чем выше воспитательный потенциал семьи и педагогическая культура родителей, тем значительнее результаты всех сторон воспитания личности. <...> Составными компонентами содержания семейного воспитания являются: физическое (здоровый образ жизни, правильная организация распорядка дня, занятия физическими упражнениями и спортом, закаливание организма), нравственное (воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга), интеллектуальное (заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления), эстетическое (развитие задатков и основанных на них способностей детей, формирование чувства прекрасного), трудовое (закладывание основы будущей праведной жизни детей) воспитание. <...> Проблемы семьи и брака всегда занимали одно из центральных мест в научных исследованиях, нет ни одного социального и психического аспекта поведения детей и подростков, который не зависел бы от семейных условий <...>
Семья_как_субъект_взаимодействия_со_школой_Учебное_пособие.pdf
УДК 796
ББК 75.725
К40
Рецензенты:
Мягкова С. Н., доктор педагогических наук, профессор
Соколова В. С., доктор медицинских наук, профессор
К40
Ким Т. К. Семья как субъект взаимодействия со школой: Учебное
пособие. – М.: Прометей, 2013. – 166 с.
Учебное пособие «Семья как субъект взаимодействия со школой»
составлено в соответствии с требованиями к обязательному минимуму
содержания и уровню подготовки студентов обучающихся по направлению
050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура».
Основное содержание пособия составляют актуальные вопросы, посвященные
изучению такого важного социального воспитательного института, как семья. В
пособии освещается проблема взаимодействия школы и семьи как целостного
педагогического процесса; рассматривается сущность семьи как субъекта
образовательного процесса, ее структура и функции, предлагаются основные
направления организации сотрудничества этих двух важнейших институтов
социализации и воспитания личности; предлагаются формы и методы работы
с семьей, способствующие повышению педагогической культуры родителей
и направленные на оптимизацию воспитательного процесса в семье с учетом
ее особенностей.
Пособие адресовано студентам и магистрантам физкультурных вузов, а
также может быть полезно педагогам образовательных учреждений,
классным руководителям, слушателям курсов переподготовки и повышения
квалификации педагогических работников в образовании.
ISBN 978-5-7042-2460-0
© Т. К. Ким, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . ............................................................................................ 4
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И
СЕМЬИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА . ............................................... 8
1.1. Педагогическое взаимодействие: понятие сущность, типологии,
свойства .................................................................................................... 8
1.2. Взаимодействие образовательного учреждения
и семьи как целостный педагогический процесс ............................... 28
1.3. Ретроспектива исследования проблемы взаимодействия
образовательного учреждения и семьи в отечественной
и зарубежной педагогике ...................................................................... 40
ГЛАВА II. СЕМЬЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА . ........... 64
2.1. Дефиниция «семья». Семья как система ..................................... 64
2.2. Подходы к изучению семьи ........................................................... 73
2.3. Функции семьи ............................................................................... 86
2.4. Классификация семьи. Особенности современной семьи ......... 92
2.5. Основные проблемы детей и семей с детьми ............................ 119
2.6. Воспитательный потенциал семьи ............................................. 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . .................................................................................. 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . ................................................................. 156
Стр.3