Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогическая риторика в вопросах и ответах (286,00 руб.)

0   0
АвторыИпполитова Н. А., Смелкова З. С., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Ерохина Е. Л.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц254
ID315868
АннотацияВ риторике разработаны общие законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования в различных ситуациях общения. Базовые понятия и категории психологии общения, риторики, теории речевой деятельности рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях профессионального общения, что позволяет показать их специфику, определить, как общие принципы, положения, правила, законы, нормы действуют в соответствующих коммуникативных условиях, как они «работают» в ходе решения определенной задачи.
Кому рекомендованоДля обучающихся по педагогическим специальностям различных направлений.
ISBN978-5-4263-0027-9
УДК378:808(076.3)
ББК83.70я73
Педагогическая риторика в вопросах и ответах : учеб. пособие / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, Е.Л. Ерохина; ред. Н.А. Ипполитова .— Москва : Издательство Прометей, 2011 .— 254 с. — Авт. указаны на обороте тит. листа .— ISBN 978-5-4263-0027-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/315868 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебное пособие Москва – 2011 УДК 378(076.3):82 ББК 83.70я73 И 766 И 766 Педагогическая риторика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.; под ред. <...> 14 Что такое педагогическое общение и каковы его функции? <...> 75 Какие из признаков профессионального педагогического говорения представляются особенно значимыми? <...> .76 Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя? <...> .78 Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности педагогической речи? <...> .87 Каковы основные особенности слушания как вида речевой деятельности? <...> .98 Что включает в себя понятие «критическое слушание»? <...> .159 Как учитель влияет на речевые поступки учащихся? <...> ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ Глава 1. <...> ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МОНОЛОГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР . <...> .195 Какие параметры речи задает учителю адресат – коллективная ученическая аудитория? <...> .199 Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется реактивность жанра? <...> .206 Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст? <...> .207 Какова функционально-стилистическая принадлежность объяснительных высказываний сравнительного характера? <...> .213 Какие средства словесной образности являются приемами популяризации объяснительной речи? <...> 218 Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии? <...> .219 Из каких структурно-содержательных компонентов состоит педагогическая рецензия? <...> .220 В чем особенность оценочных жанров в профессиональной речи учителя? <...> .221 В чем сходство педагогической рецензии и оценочного высказывания учителя? <...> .222 Каковы основные различия педагогической рецензии и оценочного высказывания? <...> .230 В чем особенности педагогического диалога в ситуации объяснения нового материала? <...> ТРЕБОВАНИЯ К УСТНЫМ РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТАМ УЧАЩИХСЯ . <...> 239 Что представляет собой устный развернутый ученический ответ как текст? <...> ОБОБЩАЮЩАЯ РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ <...>
Педагогическая_риторика_в_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Педагогическая_риторика_в_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие.pdf
УДК 378(076.3):82 ББК 83.70я73 И 766 И 766 Педагогическая риторика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.; под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: МПГУ, 2011. – 254 с. Авторы: З. С. Смелкова, доктор педагогических наук, профессор – разд. I (1, 2, 3, 4); Н. А. Ипполитова, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 1), разд. II (гл. 5) (совместно с Л. С. Якушиной); Т. А. Ладыженская, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 2); Е. Л. Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент – разд. II (гл. 3), разд. IV (гл. 4); Л. Е. Тумина, доктор педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 4); М. Р. Савова, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 1); З. И. Курцева, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 2); З. С. Зюкина, канд. пед наук, доц. – разд. III (гл. 3); О. В. Филиппова, доктор педагогических наук, профессор – разд. III (гл. 4), разд. IV (гл. 3); Л. В. Салькова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. III (гл. 5), разд. IV (гл. 2, 6); Л. В. Хаймович, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV (гл. 1); Н. Г. Грудцына, доктор педагогических наук, профессор – разд. IV (гл. 5); О. Г. Усанова, кандидат педагогических наук, доцент – разд. IV (гл. 7); Л. С. Якушина, кандидат педагогических наук, профессор – разд. II (гл. 5) (совместно с Н. А. Ипполитовой). ISBN 978-5-4263-0027-9 © Авторский коллектив, 2011 © МПГУ, 2011 © Оформление. Издательство «Прометей», 2011
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................................11 РАЗДЕЛ I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ Глава 1. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ...........14 Что такое педагогическое общение и каковы его функции? ....................14 Каковы условия успешной реализации информационнокоммуникативной функции общения? .....................................................16 Каковы особенности реализации регуляционнокоммуникативной функции общения? .....................................................18 Каково значение воспитательно-коммуникативной функции общения? ....................................................................................19 Глава 2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ .......................21 Каковы основные виды общения? ............................................................21 Что такое невербальное общение? ............................................................21 Какова роль выбора пространственного расположения коммуникантов для достижения эффективности общения? ...................22 Что включает в себя понятие «интонация»? .............................................24 С какой целью в устной речи используется логическое ударение и паузирование? .........................................................................................25 Какова типология жестов, используемых в общении? .............................26 Что означает термин «мимика»? ................................................................30 Какова специфика видов общения, выделяемых по разным основаниям? .............................................................................31 Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ...................34 Каковы профессионально значимые качества учителя? ..........................34 Что включает в себя понятие «коммуникативная компетентность» учителя? .........................................................................35 Что понимают под стилями и приоритетами педагогического общения? ........................................................................36 Каковы приемы создания атмосферы доверительного общения на уроке? .....................................................................................38
Стр.3
Глава 4. УРОК И УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ...40 Каковы основные компоненты структуры речевой ситуации? ................40 Что такое социальные роли коммуникантов и чем они характеризуются? ......................................................................41 Что такое коммуникативная стратегия педагогического общения? ........42 Каково содержание понятия «учебно-речевая ситуация»? ......................43 РАЗДЕЛ II. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Глава 1. ЧТО И ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .....................................................46 Что такое речевая деятельность? ...............................................................46 В каких формах и видах реализуется речевая деятельность? ....................49 Каковы этапы речевой деятельности? .......................................................50 Каковы механизмы речевой деятельности? ..............................................53 Что такое текст? Какова роль текста как единицы общения? ..................56 Что такое речевые жанры? .........................................................................58 Какие категории текста отражают его нацеленность на общение? .........60 Каков смысл понятий «стиль языка» и «стиль речи»? Как эти явления взаимосвязаны? ..............................................................64 Как формируются в речи функциональные стили? Какие функциональные стили существуют? ...........................................65 В чем особенности разговорного стиля речи? Где он используется? .......66 Каковы особенности научного стиля? Какова сфера его использования? ....................................................................................67 Каковы особенности и сфера употребления публицистического стиля? ........................................................................69 Каковы особенности и сфера употребления официально-делового стиля? ....................................................................72 В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)?........................................................74 Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ГОВОРЕНИЕ ......................................75 Какие из признаков профессионального педагогического говорения представляются особенно значимыми? ..................................75 Чем отличается озвученная речь от говоримой (устной)? ........................75 Что порождает особые трудности при говорении? ...................................76 Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя? ......76 Как соотносятся речевые автоматизмы (клише, типовые конструкции) и свобода выбора слов, свободное построение языковых конструкций? ........................................................77
Стр.4
В чем проявляются лаконизм и избыточность речи в процессе говорения? ...............................................................................78 Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности педагогической речи? ....................79 Какие приемы подготовки к устной речи может использовать учитель? ...............................................................................79 Глава 3. ПИСЬМО КАК ПРОДУКТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................81 Что такое письмо? ......................................................................................81 Каковы этапы создания письменной речи? ..............................................82 Каковы основные механизмы письма? .....................................................83 Чем различаются письмо и говорение? .....................................................84 Каковы особенности письменной формы речи? ......................................85 Глава 4. СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ......87 Что значит уметь слушать? ........................................................................87 Каковы основные особенности слушания как вида речевой деятельности? .............................................................................................88 Каковы основные этапы слушания? .........................................................89 Какие психофизиологические механизмы обеспечивают результативность слушания? .....................................................................90 Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?...........91 Каковы основные функции слушания? ....................................................92 В чем особенности профессионального педагогического слушания? .....93 Каковы профессиональные трудности педагогического слушания?.......94 Каковы основные виды профессионального педагогического слушания? .......................................................................96 Что такое глобальное слушание? ...............................................................97 Каковы особенности детального слушания? ............................................98 Что включает в себя понятие «критическое слушание»? .......................100 Какие существуют способы и приемы профессионального педагогического слушания? ....................................................................100 Что такое эмпатическое слушание? ........................................................102 Каковы условия эффективного педагогического слушания? ...............103 Какие правила хорошего слушания существуют?..................................104 Глава 5. ЧТЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ................................................107
Стр.5
Что представляет собой чтение как вид речевой деятельности? ............107 Какие виды чтения существуют? .............................................................108 Какие приемы работы с читаемым текстом целесообразно использовать? ..................................................................109 Что такое вторичный текст? ....................................................................112 Какие виды вторичных текстов существуют? .........................................112 Когда, зачем и как читает учитель? .........................................................114 Что значит быть читателем? ....................................................................115 Какова специфика чтения и понимания художественного произведения? .............................................................116 Какого читателя можно назвать хорошим читателем? ...........................117 Что такое филологическая герменевтика? ..............................................119 Что такое микроконтекст? .......................................................................120 Что происходит в процессе чтения и как приходит понимание? ..........120 Что обозначает рефлексия процесса чтения? .........................................122 Что является показателем понимания текста? .......................................122 Что такое интерпретация? .......................................................................123 Как относиться к интерпретации художественного произведения другими видами искусств? ...............................................125 В чем особенности интерпретации художественного текста читателем? ........................................................126 РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Глава 1. КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ...............................................130 В чем проявляется культура речи? ...........................................................130 Какова роль системы образования как компонента культуры? .............131 Каково современное представление о культуре речи? ...........................132 Что такое этические нормы? ...................................................................134 Как этические нормы различаются по степени обязательности их соблюдения? ..............................................................135 Что представляют собой коммуникативные нормы? .............................137 К каким последствиям могут привести коммуникативные ошибки? .............................................................................................139 Какие коммуникативные нормы относятся к обязательным? ...............140 Какие принципы лежат в основе рекомендуемых коммуникативных норм? .........................................................................141 Что представляют собой речевые и языковые нормы? ...........................142 Что определяет уместность речи? ............................................................143 Что определяет доступность речи? ..........................................................144
Стр.6
Что определяет богатство речи? ..............................................................146 Что определяет точность речи?................................................................147 Что определяет логичность речи? ............................................................149 Что определяет выразительность речи? ..................................................150 Что определяет правильность речи? ........................................................152 Как различаются языковые нормы по степени обязательности их соблюдения? ........................................................................................153 Глава 2. РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ...............................................................................155 В чем отличие речевого поступка от речевого действия и что считается речевым поступком? .....................................................155 Что такое педагогический речевой поступок? ........................................157 В каких речевых жанрах может быть реализован речевой поступок? ....................................................................................157 Каковы основные виды речевых поступков? ..........................................159 Как учитель влияет на речевые поступки учащихся? .............................162 Глава 3. КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ......................................................164 В чем сущность понятия «коммуникативно-речевая активность»? ................................................164 Каковы основные виды коммуникативно-речевой активности? ..........164 Какие факторы влияют на проявление коммуникативно-речевой активности? ..................................................165 Глава 4. РОЛЬ ИНТОНАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ..............................................................................168 Каковы функции интонации в языке и речи? ........................................168 Из каких элементов состоит интонация? ................................................169 Что представляют собой единицы интонации? ......................................172 На какие группы делятся интонемы? ......................................................173 Чем характеризуются интонационные стили речи учителя? .................175 Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль» речи учителя? ...........................................................................................178 Как проявляет себя индивидуальный стиль речи в различных педагогических жанрах? .....................................................179 Глава 5. УЧИТЕЛЬ КАК КОММУНИКАТИВНЫЙ ЛИДЕР ...........182 Что делает учителя коммуникативным лидером? ...................................182
Стр.7
Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений? ......................................186 Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса? ..............................186 Какие речевые приемы направлены на то, чтобы яснее донести информацию? .............................................................................187 Какие приемы направлены на то, чтобы ученикам легче было следить за развитием мысли учителя? ............................................190 РАЗДЕЛ IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ Глава 1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ МОНОЛОГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР .....................192 В чем заключается специфика монолога учителя? Какие разновидности объяснения существуют? ....................................192 Какова коммуникативная цель речи учителя? ........................................194 В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора? ..............................................................................................195 Какие параметры речи задает учителю адресат – коллективная ученическая аудитория? ...........................................................................197 Каково диктумное содержание объяснительного монолога? ....................................................................199 Каким образом в объяснительной речи учителя проявляется реактивность жанра? ................................................................................200 Для чего учителю необходимо умение предвосхищать возможные реакции учеников на свою речь? .........................................201 Какие лингвистические средства обеспечивают результативность объяснительной речи? ................................................202 Глава 2. СРАВНЕНИЕ В ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ......................................................................205 Что такое сравнение как логическая операция? .....................................205 Каковы основные правила сравнения? ...................................................206 Что представляет собой объяснительная речь сравнительного характера как текст? ......................................................207 Какова функционально-стилистическая принадлежность объяснительных высказываний сравнительного характера? .................209
Стр.8
Какие языковые средства используются для выражения сравнительно-сопоставительных отношений в тексте? .........................210 Глава. 3. ПРИЕМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ............................213 Что такое приемы популяризации? .........................................................213 Каковы синтаксические средства популяризации объяснительной речи? .............................................................................213 Какие средства словесной образности являются приемами популяризации объяснительной речи? ...................................................215 Какова роль аналогии как средства популяризации? .............................217 Глава 4. РЕЦЕНЗИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЖАНР ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧИТЕЛЯ..........................218 Каковы основные признаки и типология жанра педагогической рецензии? .........................................................218 Каковы языковые особенности педагогической рецензии? ..................219 Из каких структурно-содержательных компонентов состоит педагогическая рецензия? .......................................................................220 В чем особенность оценочных жанров в профессиональной речи учителя?............................................................................................221 В чем сходство педагогической рецензии и оценочного высказывания учителя? ...........................................................................222 Каковы основные различия педагогической рецензии и оценочного высказывания? ..................................................................223 Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ УРОКА ................................225 Что такое педагогический диалог? ..........................................................225 В чем специфика педагогического диалога? ...........................................227 Каковы функциональные типы педагогического диалога? ...................230 В чем особенности педагогического диалога в ситуации объяснения нового материала?................................................................231 Какова композиция объяснительного диалога? ....................................233 Чем характеризуется педагогический диалог в ситуации фронтального опроса? ...........................................................236 Глава 6. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНЫМ РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТАМ УЧАЩИХСЯ .........................................................239 Что представляет собой устный развернутый ученический ответ как текст? ........................................................................................239
Стр.9
Каковы требования к устному развернутому ответу? .............................240 Как проанализировать устный развернутый ответ? ...............................242 Глава 7. ОБОБЩАЮЩАЯ РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА ...................244 Что представляет собой подведение итогов как структурный компонент урока? ........................................................244 Каковы признаки обобщения как речевого жанра? ...............................245 Какие языковые средства используются в обобщающей речи учителя?............................................................................................246 Какие выделяются виды и типы обобщающей речи? .............................248 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................251
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ