Русинова ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 38.04.01 – Экономика Магистерская программа «Региональная экономика» Квалификация (степень) «магистр экономики» Ставрополь 2015 УДК 332.01 (075.8) ББК 65.040 я73 Д 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. П. Колядин (ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»), доктор экономических наук, профессор Н. Ю. Рудь Данченко Н. В., Киселева Н. Н., Русинова О. С. <...> Представлен ретроспективный анализ теорий размещения производства, диффузии инноваций, территориальной конкурентоспособности, регионального роста и межрегионального взаимодействия. <...> Рассмотрены закономерности и перспективы формирования и функционирования городских агломераций. <...> Значимость данной дисциплины состоит в том, что она призвана исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества. <...> Пространственная экономика как одно из направлений экономической науки. <...> Пространственная экономика как одно из направлений экономической науки Пространственная экономика – термин, сравнительно недавно вошедший в оборот экономической науки и рассматриваемый обычно в системе понятий и категорий, находящихся на стыке региональной экономики, экономической географии, экологии, экономико-социологических (включая демографию) и экономико-математических дисциплин. <...> Пространственная экономика (ПЭ) – более интегрированное 10 научное направление по сравнению с традиционной региональной экономикой (regional economics); её предметом являются не только регионы и региональные системы, но и все пространственные формы хозяйства и расселения, включая множество пространственных сетей. <...> ). Достижения последних двух десятилетий: теория региональных кластеров, «новая экономическая география», пространственная эконометрика <...>
Теория_пространственного_развития.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Н. В. Данченко
Н. Н. Киселева
О. С. Русинова
ТЕОРИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 38.04.01 – Экономика
Магистерская программа «Региональная экономика»
Квалификация (степень) «магистр экономики»
Ставрополь
2015
Стр.1
УДК 332.01 (075.8)
ББК 65.040 я73
Д 19
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор А. П. Колядин
(ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный
лингвистический университет»),
доктор экономических наук, профессор Н. Ю. Рудь
Данченко Н. В., Киселева Н. Н., Русинова О. С.
Д 19 Теория пространственного развития: учебное пособие. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 111 с.
В пособии обобщены основные подходы к формирования
тезауруса пространственной экономики. Представлен ретроспективный
анализ теорий размещения производства, диффузии инноваций,
территориальной конкурентоспособности, регионального
роста и межрегионального взаимодействия. Рассмотрены закономерности
и перспективы формирования и функционирования городских
агломераций. Пособие содержит вопросы, задачи, задания
и тесты для самоконтроля.
Предназначено для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки магистров «Экономика».
УДК 332.01 (075.8)
ББК 65.040 я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейший процесс, повышающий научный уровень и престиж
социально-экономической географии, – ее теоретизация. Переход
от эмпирического уровня познания к теоретическому – необходимый
этап познания географией своего объекта исследования;
его отличительная особенность – формирование представлений теоретической
географии, целостно воспроизводящей предмет своего
исследования. При этом теоретизация предстает как процесс ее
построения посредством функционирующей в современной науке
совокупности методов, формирования отражения объекта в географии,
что связано с рассмотрением важнейших теоретических
категорий, учений, концепций, подходов, понятий.
Значимость данной дисциплины состоит в том, что она призвана
исследовать пространственно-временные закономерности взаимодействия
природы и общества.
Целью дисциплины «Теория пространственного развития» является
изучение концепций и теорий пространственного развития и их
использование при разработке стратегии регионального развития.
Задачи изучения дисциплины:
– формирование представлений о закономерностях пространственного
развития;
– формирование теоретико-методологической основы для разработки
и обоснования региональных и местных экономических
политик.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
– понятийный аппарат пространственной и региональной экономики;
–
содержание теорий, моделей и методов размещения производства,
организации экономического пространства, а также экономического
роста и развития территорий;
– основные методы территориального экономического анализа
и особенности их применения;
– российские и зарубежные теоретические и эмпирические исследования
по пространственной экономике;
– особенности пространственной организации экономики России,
основные региональные различия и их динамику, различные
3
Стр.3
типологизации регионов России, особенности и виды проблемных
регионов.
Уметь:
– критически оценивать теории и модели пространственного
развития, а также эмпирические исследования и их результаты;
– анализировать социальные и экономические показатели развития
территории, региональные различия и региональную динамику.
Владеть:
– навыками работы с российской и зарубежной научной литературой
по пространственной экономике, включая монографии,
ведущие периодические издания и интернет-ресурсы;
– умением составлять рефераты и обзоры теоретических и прикладных
исследований по пространственному развитию;
– навыками обработки и анализа информации, необходимой
для анализа проблем пространственного развития, в том числе для
решения задач регионального экономического анализа статистическими
и эконометрическими методами.
Учебная дисциплина входит в вариативную часть профессионального
цикла образовательной программы по подготовке магистра
экономики по программе «Региональная экономика».
Знания, умения, компетенции студента, необходимые для изучения
дисциплины, формируются в ходе изучения следующих дисциплин
в рамках бакалавриата: «Управление развитием региона»,
«Региональное управление и территориальное планирование», «Региональная
экономика и управление».
Дисциплина формирует знания, умения и навыки для изучения
следующих дисциплин: «Государственная региональная политика»,
«Региональная демография и занятость населения», «Экономическая
безопасность региона».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
– способность к самостоятельному освоению новых методов
исследования, к изменению научного и научно-производственного
профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
– способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью
информационных технологий) и использовать в практической
деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний,
непосредственно не связанные со сферой деятельности (ОК-3);
4
Стр.4
– способность разрабатывать стратегии поведения экономических
агентов на различных рынках (ПК-7);
– способность готовить аналитические материалы для оценки
мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических
решений на микро- и макроуровне (ПК-8);
– способность анализировать и использовать различные источники
информации для проведения экономических расчетов (ПК-9).
5
Стр.5