ISSN 2078-7626 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (34) 2015 ВЕСТНИК СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Научный журнал Основан в августе 2007 г. № 1 (34) 2015 г. Выходит 6 раз в год Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г. Учредитель издания: Сургутский государственный педагогический университет Адрес редакции: 628417, ХМАО – Югра, Тюменская обл., г. Сургут, ул. <...> 21,3 Печать цифровая Гарнитура DejaVu Serif Тираж 1000 Заказ № 10 Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ Отпечатано в РИО СурГПУ © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 1 (34) 2015 С О Д Е Р Ж А Н И Е НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Власова Т.А. <...> 6 Интерактивный подход в подготовке студентов ИТ-направлений . <...> 12 Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза . <...> 18 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ – ШКОЛЕ Содержание и развитие профессиональной компетентности педагога предшкольного образования в современных условиях . <...> 25 Оценка уровня сформированности культуроведческой компетенции младших школьников . <...> 34 Роль ситуативной доминанты в самоопределении учащихся . <...> Демаркация понятия «миссия учителя» в системе категориального аппарата педагогической науки . <...> Антропологический аспект дискурсивной интерпретации педагогической реальности . <...> 87 Гагай В.В., ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК Особенности школьной адаптации первоклассников Литвиненко Н.В., с учётом механизма совладания с трудными Гринёва К.Ю. ситуациями . <...> Институционализация отечественной социологии и её роль в становлении гражданского общества в России . <...> Темпоральные стратегии поведения горожан: опыт качественного исследования . <...> Методологические основания применения <...>
Вестник_Сургутского_государственного_педагогического_университета_№1_2015.pdf
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 1 (34)
2015
Стр.1
ВЕСТНИК
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 1 (34) 2015 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал зарегистрирован
в Федеральной службе по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Учредитель издания:
Сургутский государственный
педагогический университет
Адрес редакции:
628417, ХМАО – Югра,
Тюменская обл., г. Сургут,
ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 217,
редакция журнала «Вестник СурГПУ»
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Сдано в печать 19.02.2015 г.
Формат 70х100/16
Авт. л. 21,3
Печать цифровая
Гарнитура DejaVu Serif
Тираж 1000
Заказ № 10
Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ
Отпечатано в РИО СурГПУ
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2015
Стр.2
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (34) 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА
Власова Т.А.
Мухина Ю.Р.
Бякова Н.В.
Вахитова Г.Х.
Кусова М.Л.,
Чиликова И.А.
Машарова Т.В.
Адаптация студентов младших курсов к образовательному
процессу вуза ............................................................................... 6
Интерактивный подход в подготовке студентов
ИТ-направлений .......................................................................... 12
Развитие регуляторного опыта студентов в условиях вуза ..... 18
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ – ШКОЛЕ
Содержание и развитие профессиональной компетентности
педагога предшкольного образования в современных
условиях ....................................................................................... 25
Оценка уровня сформированности культуроведческой
компетенции младших школьников ........................................... 34
Роль ситуативной доминанты в самоопределении учащихся .... 40
Светоносова Л.Г. Специфика рефлексивно-пиктографических педагогических
задач в контексте исследования педагогической культуры
будущего учителя ........................................................................ 47
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Попова Е.И.
Воспитание уважительного отношения к семейным
традициям у детей старшего дошкольного возраста
в условиях взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи ................................................................... 52
Абрамовских Н.В., К проблеме овладения будущими педагогами технологиями
Возмилова О.В.
Лашкова Л.Л.,
Филиппова А.Р.
социально-педагогического сопровождения детей раннего
возраста ....................................................................................... 58
Речевое развитие детей в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования ................................................................................. 62
Чумаколенко Н.А. Модель включения медиаобразования в учебно-воспитательный
процесс преподавания предмета «Мировая художественная
культура» ......................................................................... 68
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Уткин А.В.
Демаркация понятия «миссия учителя» в системе
категориального аппарата педагогической науки ................... 74
Пичугина В.К. Антропологический аспект дискурсивной интерпретации
педагогической реальности ....................................................... 81
Полякова М.А. Концепт Beruf и основы трудовой этики в педагогической
системе Мартина Лютера ........................................................... 87
Гагай В.В.,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Особенности школьной адаптации первоклассников
Литвиненко Н.В., с учётом механизма совладания с трудными
Гринёва К.Ю.
ситуациями .................................................................................. 93
Трещева О.Л., Карпеева С.А., Характеристика личностных качеств спортсменаКарпеев
А.Г.
чемпиона ...................................................................................... 102
Богданова Г.В. Особенности профессионального самоопределения
безработного населения ............................................................ 108
Стр.3
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (34) 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ
Зборовский Г.Е. Институционализация отечественной социологии и её роль
в становлении гражданского общества в России ..................... 113
Амбарова П.А.
Темпоральные стратегии поведения горожан:
опыт качественного исследования ............................................ 120
Певная М.В. Методологические основания применения управленческого
подхода к исследованию волонтёрства ..................................... 131
Кузьминчук А.А. Управление социальной общностью волонтёров:
социологический подход ............................................................ 137
Дулина Н.В., Жаркие. Зимние. Твои: общее и особенное в отношении
Засыпкин В.П.,
Икингрин Е.Н.
студентов страны к Олимпийским играм в Сочи-2014
(Часть 1) (по итогам социологического исследования)
СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Лошкарёв А.М., Фармакологические аспекты сохранения здоровья
Попова М.А.
Дронь А.Ю.,
Попова М.А.,
Сафин Р.М.
спортсменов на Севере ................................................................ 159
Эффективность применения средств лечебной физической
Касумов К.М.-Р. культуры при травмах и повреждениях опорно-двигательного
аппарата лыжников-гонщиков ................................................... 172
Вегетативная регуляция и циркадный ритм артериального
давления спортсменов, тренирующихся на Севере ................. 181
Мыльченко И.В., Современные методы оценки вегетативной регуляции
Дронь А.Ю.,
Уровни мышечной регуляции вертикальной позы
Булатова Г.А.
функционального состояния спортсменов экстремальных
Щербакова А.Э. видов спорта ................................................................................ 191
Гимазов Р.М.,
у спортсменов .............................................................................. 205
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Говорухина А.А. Межфункциональные взаимодействия организма человека
в зависимости от продолжительности проживания
на Севере ..................................................................................... 210
Плотникова М.В., Показатели частоты альфа-ритма и произвольного внимания
Турбасова Н.В.
Кретова И.Г.,
у восьмилетних детей .................................................................. 215
Состояние здоровья студентов Самарского государственного
Вартанова Н.Б. университета ............................................................................... 219
Щербакова А.Э., Возрастные особенности кардиоваскулярных реакций
Говорухина А.А. учащихся и студентов ХМАО – Югры ........................................ 224
Комарова М.В. Вариабельность ритма сердца в условиях пробы на внимание
и индивидуально-типологические особенности личности ....... 230
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Кот Т.Л.,
Особенности сезонной структуры субъективных параметров
Молчанова Ж.И. уровня самочувствия пациентов с депрессивными
расстройствами в ХМАО – Югре ................................................ 238
Кудряшова В.Е., Факторы риска и прогнозирование кардиоваскулярной
Палюшкевич А.С., патологии представителей народности ханты: итоги
Абубекерова Э.М. шестилетнего проспективного наблюдения ............................. 244
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
Громнацкий Н.И., Тромбоцитарный гемостаз у больных артериальной
Вишневский В.Н. гипертонией и метаболическим синдромом на фоне лечения
ловастатином ............................................................................... 251
........... 148
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 1 (34) 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Скорятина И.А., Агрегационные возможности тромбоцитов при артериальной
Кутафина Н.В.
гипертонии и дислипидемии на фоне аторвастатина
и немедикаментозного воздействия .......................................... 258
Громнацкий Н.И. Интраваскулярная активность тромбоцитов у больных
артериальной гипертонией и метаболическим синдромом
на фоне лечения симвастатином ............................................... 266
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .............................................................................................. 273
ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ ........................................ 281
Стр.5