ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Выпускающий редактор Марина Козырева
Дизайн
Верстка
Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я
Хуторская, д. 38А, стр. 17. Тел.: 8 (495) 937-90-80,
www.pro-goszakaz.ru, www.proflit.ru
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы: «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321; «Роспечать» – 35681
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-22
E-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности
за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952 от 12.01.2009
выдано Роскомнадзором.
Цена свободная.
Подписано в печать 30.04.2015.
Дата выхода в свет 25.05.2015.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 7059. Зак. № К-3456.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
ISSN 2073-6665
06
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Поддерживаем выгодную конкуренцию
В условиях постоянного роста цен практически
на все без исключения товары, работы и услуги исполнение
контрактов, заключенных по старым ценам
становится невыгодным, а порой даже невозможным
со стороны поставщиков. В связи с этим
Правительством РФ были разработаны специальные
нормы, позволяющие улучшить условия контракта
и сохранить принцип экономии бюджетных средств.
О таких механизмах поиска компромиссов можно
прочитать в статье в рубрике «Заказчику».
Одной из важнейших сфер государственной деятельности
является социальная защита определенных
категорий граждан, таких как пенсионеры, студенты
и т. п., в т. ч. предоставление им льгот в виде
бесплатного проезда на общественном транспорте.
При этом порядок предоставления таких льгот
с точки зрения заключения и оплаты контрактов
поставщикам законодательно практически не урегулирован,
что приводит к убыткам со стороны исполнителей
таких контрактов. Как с этим бороться,
рассказано в статье в рубрике «Поставщику».
Проблемы и спорные моменты при проведении
закупок возникают отнюдь не только по Закону
о контрактной системе, но и по Закону № 223-ФЗ.
Несмотря на отсутствие жестких требований к составлению
документации о закупках этот закон тем
не менее также направлен на экономию бюджетных
средств и развитие добросовестной конкуренции.
Именно поэтому заказчик должен придерживаться
определенных принципов при установлении требований
к участникам закупок, в т. ч. ни в коем случае
недопустимо указывать неизмеряемые требования.
Что к ним относится и мнение ФАС России на этот
счет можно узнать из статьи в рубрике «Эффективные
закупки».
Ирина Склярова,
главный редактор
9 772073 666155
в вопросах и ответах
№ 6
2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Казанцев Д.А. Корректировка цены контракта в условиях кризиса
Правовые аспекты
Кадровое обеспечение
• Рабочая ситуация. Проведение экспертизы
Планирование закупки
• Метод сопоставимых рыночных цен: наименьшая цена
• НМЦК на закупку комплекса работ по подготовке документации на планировку
территории
• НМЦК на закупку услуг водо-, энерго- и газоснабжения
Проведение закупки
Способы закупки
• Закупка на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС после расторжения контракта
Подготовка документации
• Техническое задание на поставку и установку систем кондиционирования
• Подача заявок на участие в запросе котировок в форме электронного документа
• Свидетельство СРО о допуске к выполнению работ по капитальному ремонту
автодороги
• Замена хладагента при техническом обслуживании медицинских холодильников
Допуск и оценка заявок
• Сохранение конвертов после процедуры вскрытия при проведении
запроса котировок
• Эквивалент при поставке картриджей
• Отстранение участника от участия в электронном аукционе
Контракт 45
• Продление срока исполнения контракта по соглашению сторон
• Согласование ФГБУ заключения контракта с единственным поставщиком
• Аукцион на право заключить контракт путем повышения цены
• Аннулирование контракта, заключенного на основании п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона о КС
• Размещение информации об изменении или о расторжении контракта
• Порядок заключения контракта на основании ч. 27 ст. 93 Закона о КС
• Заключение нового контракта на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о КС при незакрытом
предыдущем
• Дополнительное соглашение на уменьшение цены без уменьшения количества товара
• Удержание обеспечения контракта, представленного в форме банковской гарантии
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
39
30
30
31
10
10
17
17
23
НМЦК 23
Стр.4
Содержание 3
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Илишева А.И. Возмещение перевозчику из средств бюджета
выпадающих доходов: проблемы правового регулирования
Подача заявок
• Информация об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков
• Требование о наличии не менее трех работников, имеющих допуск к работе,
связанной с электроэнергией до 1000 В
• Отсутствие в ЕГРЮЛ вида деятельности юридического лица,
соответствующего объекту закупки
• Копии учредительных документов во второй части заявки
Заключение и исполнение контракта
• Отсрочка уплаты неустойки
• Возврат обеспечения исполнения контракта при включении в РНП
78
64
64
69
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Толстобоков О.Н. Неизмеряемые требования к участникам закупок:
практика ФАС России
Эффективные закупки
• Формы протоколов при проведении открытого аукциона
• Договор, предметом которого является выдача банковской гарантии
86
86
93
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить аукцион
в электронной форме, утвержденный распоряжением
Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Закон № 498-ФЗ – Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
№ 6-2015
Стр.6
Азбука госзаказа
Эксперты обсудили вопросы государственных закупок в строительстве
1 апреля 2015 г. состоялся круглый стол на тему: «Госзакупки в строительстве: найдены
ли оптимальные решения?» В мероприятии приняла участие начальник Управления
контроля размещения государственного заказа ФАС России Татьяна Демидова.
В рамках круглого стола обсуждался ход реализации Закона о контрактной системе,
проблемы и тенденции развития. Татьяна Демидова рассказала о работе антимонопольной
службы по изменению законодательства в этой сфере. «На данный момент уже внесено
более трех блоков поправок в Закон о контрактной системе, которые устранили существующие
проблемы в правоприменении. Сейчас готовится ко второму чтению в Государственной
Думе законопроект о переводе конкурсов в электронную форму. Он позволит
снизить критерий субъективизма при оценке заявок и риск сговора».
Говоря об анализе выявленных проблем, Татьяна Демидова указала, что с вступлением
в законную силу Закона о контрактной системе заказчики получили право осуществлять
закупки в сфере строительства не открытым электронным аукционом, а в форме открытого
конкурса, если цена превышает 150 млн руб. для государственных нужд и 50 млн для
муниципальных нужд. При этом победитель открытого конкурса определяется чаще в результате
оценки по субъективным неадминистрируемым критериям оценки. Для снижения
возможных коррупционных рисков антимонопольная служба предложила предусмотреть
обязанность отбора строительной организации для осуществления строительства
типовых объектов в форме электронного аукциона независимо от цены контракта, – подчеркнула
Татьяна Демидова.
Источник: ФАС России
Полномочия комиссии по импортозамещению будут включены в Закон о КС
Аркадий Дворкович, заместитель Председателя Правительства РФ, 3 апреля провел
брифинг после завершения совещания об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения.
В
частности, он сообщил, что в ближайшее время планируется формирование правительственной
комиссии по импортозамещению. Ее полномочия будут определены поправками
в Закон о контрактной системе. Эти поправки уже находятся в Думе, а предварительно
они были одобрены на заседании Правительства. Как только Государственная Дума
примет соответствующий закон и он будет подписан Президентом после прохождения
Совета Федерации, Председатель Правительства соберет первое заседание комиссии по
импортозамещению для рассмотрения конкретных инструментов по реализации планов.
Возглавит комиссию Председатель Правительства. У комиссии будет две составляющие
– гражданская и связанная с оборонно-промышленным комплексом.
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.7
Нормативные документы
Приказ Департамента финансов г. Москвы от 30.01.2015 № 11
Приказом установлен порядок санкционирования Департаментом финансов г. Москвы
расходования поставщиками (подрядчиками, исполнителями) средств, предоставленных
в качестве авансового платежа по государственным контрактам (договорам)
на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, цена которых составляет
500 млн руб. и более и которые предусматривают условие о перечислении авансовых
платежей на лицевой счет поставщика, открытый в Департаменте финансов.
В связи с утверждением Порядка соответствующие изменения и дополнения внесены
в приказ Департамента от 21.01.2011 № 53 «Об утверждении порядка открытия и закрытия
лицевых счетов финансовым органом города Москвы». В частности, приказ дополнен
формой договора открытия и ведения отдельного лицевого счета иного неучастника
бюджетного процесса.
Постановление Правительства Москвы от 02.03.2015 № 87-ПП
Данным постановлением уточнен порядок совершения авансовых платежей, осуществляемых
за счет средств городского бюджета по контрактам на поставку товаров,
выполнение работ и оказание услуг в соответствии с постановлением Правительства
Москвы от 30.12.2008 № 1229-ПП «Об авансовых платежах, совершаемых за счет средств
бюджета города Москвы».
В частности изменения коснулись перечисления авансовых платежей поставщиком
исполнителю по договору, цена которого составляет 500 млн руб. и более и который заключается
в рамках исполнения обязательств по контракту, предусматривающему реализацию
мероприятия адресной инвестиционной программы г. Москвы, а также контрактов
на проведение капитального ремонта на объектах социальной сферы, цена которых
составляет 100 млн руб. и более.
Постановление Правительства РФ от 13.03.2015 № 217
Постановлением дополнен перечень товаров, работ и услуг, которые могут приобретаться
у учреждений уголовно-исполнительной системы как у единственного поставщика,
утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292.
В перечень включено более 60 новых позиций, в т. ч.:
«Древесина топливная»;
«Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) подмороженные и замороженные»;
Больше экспертных материалов
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Стр.8
Нормативные документы 7
«Отруби, высевки и прочие отходы от обработки зерновых культур»;
«Корма растительные»;
«Печенье сухое (галеты и крекеры)»;
«Воды минеральные и газированные неподслащенные и неароматизированные»;
«Джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные и аналогичные изделия»;
«Брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты мужские, производственные
и профессиональные»;
«Костюмы спортивные трикотажные» и некоторые другие позиции.
Одновременно из перечня исключено 6 позиций (в т. ч. «Обувь валяная грубошерстная»,
«Головные уборы мужские и для мальчиков меховые»).
Установлено, что поставка отдельных товаров, выполнение работ, оказание услуг
могут осуществляться учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы
не только для нужд уголовно-исполнительной системы, но и для нужд Федеральной
службы судебных приставов (ФССП России), а также в рамках закупок, осуществляемых
при размещении государственного оборонного заказа.
Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238
Постановлением установлен порядок подготовки отчета об объеме закупок у субъектов
малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих
организаций, его размещения в единой информационной системе и внесены изменения
в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов,
российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для
участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории
РФ на основе проектного финансирования.
Сведения об объеме госзакупок у субъектов малого предпринимательства и социально
ориентированных некоммерческих организаций отражаются в ежегодном отчете.
Отчет
по утвержденной форме в электронном виде подготавливается:
• государственными (муниципальными) заказчиками;
• бюджетными учреждениями в отношении закупок, осуществляемых в соответствии
с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Датой составления отчета является дата его размещения в единой информационной
системе (до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте).
Опубликовать такой отчет необходимо до 1 апреля года, следующего за отчетным
годом.
В отчете указывается, в т. ч. совокупный годовой объем закупок заказчика, объем
финансового обеспечения для оплаты контрактов, рассчитанный в соответствии с Законом
о КС объем закупок, который заказчик обязан осуществить у СМП и СОНО,
а также объем осуществленных у них закупок и уникальные номера реестровых записей
контрактов.
www.pro-goszakaz.ru/sistema
Больше экспертных материалов
Стр.9