Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 2015 (291,50 руб.)

0   0
Страниц84
ID312934
АннотацияНезаменимый помощник в организации образовательно-воспитательной деятельности в детском саду. Разбор ситуаций из реальной практики воспитательной работы, советы и рекомендации психологов и логопедов по подготовке детей к обучению в школе, а также примеры успешного опыта старших воспитателей из различных регионов РФ. Кроме этого, в журнале представлено полное систематизированное изложение нормативных требований проверяющих органов к воспитательной работе.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №1 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312934 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 1 ЯНВАРЬ/2015 Педагогический совет «Воспитательная система ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» Психологопедагогическое сопровождение развития литературных способностей детей Проект «Наш великий земляк – А.П. Чехов» Сценарий досуга «Казак без службы – не казак», посвященного Дню защитника Отечества Школа вашего профессионального роста Вебинары «МЦФЭР Образование» с участием ведущих экспертов Минобрнауки России, ФИРО, ВШЭ, РАО, Рособрнадзора и практиков отрасли 1 Зайдите на сайт www.resobr.ru в раздел «Мероприятия». <...> Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. <...> И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 01 Работаем с воспитателями 04| Нечаев М.П. <...> Педагогический совет «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» Методические <...>
Справочник_старшего_воспитателя_дошкольного_учреждения_№1_2015.pdf
№ 1 январь / 2015 9 771995 275155 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Заместитель генерального директора, директор «МЦФЭР Образование» РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Межанский М.А. Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. МЦФЭР ОБРАЗОВАНИЕ Коммерческий директор Директор по развитию образовательных и региональных проектов Объединенная редакция «Образование» Главный редактор Редакция Шеф-редактор Художники-иллюстраторы Секретарь редакции Макарова С.М. Заместитель коммерческого директора Полуэктова-Жежеря Ю.В. Слепушенко О.А. Бодякина Т.П. Агуреева Т.Н. Редактор Герасимова А.В. Дизайн Голубева Т.Н. Выпуск и верстка Семенова В.В. Лузенинова Н.Н. Муравски М.А. Шатуха М.В. Адрес редакции 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru, www.profl it.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9; e-mail: vospitatel@mcfr.ru Подписные индексы «Роспечать» – 36905 (полугодовой), 36906 (годовой) «Пресса России» – 88065 (полугодовой), 88141 (годовой) «Почта России» – 99647 (полугодовой), 73485 (годовой) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (доб. 27-45); e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел продвижения Тел.: 8 (495) 937-90-80 Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. (многоканальный) Полтева Н.Ю. Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов допускается только с письменного согласия редакции. Присылаемые рукописи не рецензируются и не возвращаются. Свидетельство: ПИ № ФС77-27015 от 22.01.2007. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Цена свободная. Подписано в печать 12.12.2014. Выход в свет 25.12.2014. Формат 84 Ч 108 1/16. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,4. Уч.-изд. л. 4,8. Тираж 24 000 экз. Изд. № 6706. ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Отпечатано в типографии UAB «Spaudos Konturai», Литва, 14158, Вильнюс, ул. Вакарине, 1 © ЗАО «МЦФЭР», 2015 Синицина Н.Ю. Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Белая К.Ю. – профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ Богданова Е.В. – первый заместитель директора Издательского дома МЦФЭР, главный редактор Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Волобуева Л.М. – заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Дулинов М.В. – директор «МЦФЭР Образование» Дядюнова И.А. – заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Комарова Е.С. – начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области Комарова Т.С. – д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Парамонова Л.А. – заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Федина Н.В. – проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Цапенко М.М. – заместитель начальника управления дошкольного и общего образования департамента образования г. Москвы ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ Данилина Т.А. – и.о. директора ГБОУ СОШ № 417 г. Москвы Малова Г.П. – руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1619 (д/о № 733) г. Москвы ISSN 1995-2759 01
Стр.3
Работаем с воспитателями 04| Нечаев М.П. Педагогический совет «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» Методические рекомендации по проведению педагогического совета. Возможный проект его решения. Алгоритм подготовки и проведения педагогического совета в форме деловой игры 10| Ермолова Н.В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми Анализ часто встречающихся ошибок при организации проектной деятельности с детьми в ДОО. Рекомендации по их недопущению Комплектуем методический кабинет 14| Заикина А.М., Синицына Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития литературных способностей детей старшего дошкольного возраста Модель психолого-педагогического сопровождения развития литературных способностей дошкольников. Цели и задачи деятельности педагогов в рамках реализации данной модели. Перспективный план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению развития литературных способностей детей на учебный год 23| Исса О.Ф., Минина А.В. Методические рекомендации по проведению детского квест-путешествия «Мастер Град» Цели и задачи проведения детского квестпутешествия на базе ДОО. Структура квест-путешествия. Содержание работы с воспитанниками на разных этапах мероприятия. Примерный перечень дидактических, музыкальных и художественных материалов для работы с детьми Держим на контроле 29| Кандыкова А.Д. Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО Актуальность вопросов охраны и укрепления физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. План тематического контроля воспитательно-образовательной работы по данному направлению и оценочные карты для его проведения Формируем предметноразвивающую среду 40| Белик Ю.Н., Чухина О.В. Оформление книжного уголка в группах детского сада Реализация требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде в рамках решения годовых задач деятельности ДОО. Принципы оформления книжных уголков в группах. Критерии оценки их содержания в ходе тематического контроля Общаемся с родителями 46| Приобщение детей к чтению Рекомендации по поиску материалов в экспертно-правовой системе «Образование» Делимся опытом 49| Белая С.Г., Пономарева И.И. Проект «Наш великий земляк – А.П. Чехов» Этапы реализации проекта. Цели, задачи и содержание игрового компьютерного приема, используемого в ходе проектной деятельности. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова “Каштанка”»
Стр.4
55| Власова А.В. Проект «Юные журналисты» Цели, задачи, этапы и условия успешной реализации проекта. Основные направления работы с воспитанниками. Примерный перечень вопросов для проведения детьми интервью с людьми разных профессий в ходе проекта Организуем праздники 64| Джулай Т.В. Казак без службы – не казак! Сценарий тематического досуга, посвященного Дню защитника Отечества Готовые тексты выступлений действующих лиц. Цели и задачи мероприятия. Содержание предварительной работы. Перечень необходимого оборудования. Стихи, пословицы, народные игры и эстафеты Нормативные документы 70| Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» 75| Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» А также 62| Календарь знаменательных событий и памятных дат 55 10 23 40
Стр.5
Работаем с воспитателями Работаем с воспитателями Педагогический совет «Воспитательная система дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» М.П. Нечаев, д-р пед. наук, профессор кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, зав. кафедрой воспитательных систем АСОУ, член-корреспондент МАНПО Неотъемлемой составляющей образования является воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Такое его понимание закреплено в Федеральном законе от 29.10.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт). Во ФГОС ДО утверждаются базовые ценности российского дошкольного образования, а именно:  поддержка специфики и разнообразия детства;  сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;  уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;  осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. 4 Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования:  полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;  индивидуализации дошкольного образования, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;  содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;  поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;  партнерства с семьей;  приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;  возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);  учета этнокультурной ситуации развития детей. Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Стр.6
Январь 2015 Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ ОРГАН САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Д Е С В Е Т 5
Стр.7
Работаем с воспитателями искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определенных видах деятельности. Воплощение этих государственных инициатив на практике предполагает взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение степени свободы всех участников образовательных отношений. Концептуально необходимо выйти на проблему духовно-нравственного развития и воспитания ребенка через организацию его субъект-субъектного взаимодействия в разных структурах:  «ребенок – ребенок» – взаимодействие в группах с выходом на детско-взрослый коллектив дошкольной образовательной организации;  «взрослый – ребенок» – взаимодействие между воспитателями, родителями и детьми в отношениях равного партнерства. 6 Воспитательная эффективность организации такого взаимодействия будет определяться тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог – это межличностное взаимодействие на равных, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как он сам. Организация такого взаимодействия на практике позволит обеспечить синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов, и резко повысить результативность воспитания. Поэтому педагогическим коллективам сегодня важно определить пути развития воспитательной системы своей дошкольной образовательной организации, наметить направления ее модернизации с учетом современных требований. Как известно, одной из наиболее важных и демократических форм работы педагогического коллектива, направленной на решение важных вопросов развития дошкольной образовательной организации, совершенствования воспитательно-образовательного процесса и повышения профессиональной компетентности педагогов, является педагогический совет. Эта форма служит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и проблем и выработки путей совместного их решения. Все это помогает каждому члену педагогического коллектива определиться в своей точке зрения относительно создавшейся педагогической ситуации, заявить о ней, обсудить ее с коллегами. Любой руководитель дошкольной образовательной организации заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие проблемным, познавательным, насыщенным, чтобы педагогический коллектив мог не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться. В ходе педагогического совета вырабатываются общая стратегия и тактика совместной деятельности, которым затем на уровне общей договоренности все должны следовать. Только при этом условии педагоги могут, действуя в пределах своей компетентности, являться носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности, что особенно важно при обеспечении личностно ори
Стр.8
Январь 2015 ентированного воспитательно-образовательного процесса. Учитывая это, актуальным в условиях реализации ФГОС ДО будет проведение педагогического совета на тему «Воспитательная система дошкольной образовательной организации» с целью выработки единой программы организации взаимодействия с детьми и родителями, определения путей развития воспитательной системы дошкольной образовательной организации. Основными задачами данного педагогического совета являются:  определение мотивации педагогического коллектива на развитие воспитательной системы при реализации Стандарта;  анализ уровня осведомленности педагогического коллектива по содержанию ФГОС ДО, которое должно лежать в основе работы с детьми дошкольного возраста и их родителями;  выявление проблем педагогического коллектива в ходе реализации Стандарта;  определение условий эффективного развития воспитательной системы в организации деятельности ДОО при решении целей и задач ФГОС ДО. Рассмотрим содержание и технологию проведения данного педагогического совета в форме организационно-деятельностной игры. План мероприятия можно представить следующим образом:  выступление заведующего (заместителя заведующего) ДОО;  организационно-деятельностная игра;  принятие решения педагогического совета. Заведующему (заместителю заведующего) ДОО в своем выступлении следует коснуться актуальных в настоящий момент вопросов деятельности педагогического коллектива с учетом требований Стандарта, остановиться на определенных данным документом целях, задачах, базовых ценностях и принципах дошкольного образования. В ходе организационно-деятельностной игры участникам педагогического совета предлагаются задания. Для этого педагогический коллектив разбивается на четыре равные команды (администрация, воспитатели, родители, дети). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения задания команды меняются местами (переходят в следующую социальную группу). В результате они проходят все четыре социальные группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом. Приведем примеры вопросов участникам игры в соответствии с их социальной группой:  администрация: – «Как вы представляете воспитательную систему дошкольной образовательной организации?»; – «Какие формы взаимодействия с воспитателями и помощь в организации воспитательнообразовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО могут быть запланированы?»;  педагоги: – «С какими трудностями воспитательной работы при реализации ФГОС ДО сталкиваются педагоги?»; – «Что вы можете предложить для преодоления этих трудностей (конкретные формы и методы)?»;  родители: – «Какую помощь в организации семейного воспитания вы ждете от дошкольной образовательной организации?»; – «По каким вопросам возможно взаимодействие родителей и воспитателей в ходе организации жизнедеятельности группы?»;  дети: – «Какой должна быть жизнь в группе?»; – «Какого воспитателя вы хотите видеть в вашей группе?». Подбор и характер вопросов зависят от целей игры, от уровня профессиональной компетентности игроков и от того, на каком уровне в данный момент предлагается решить ту или иную проблему. Данную игру также рекомендуется провести с родителями обучающихся, а ее итоги обсудить на педагогическом совете. Завершающим этапом мероприятия, согласно плану, является решение педагогического совета (проект). Возможный проект рассматриваемого педагогического совета может быть следующий. Педагогический совет постановляет: 7
Стр.9