Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Справочник классного руководителя

Справочник классного руководителя №2 2015 (275,00 руб.)

0   0
Страниц84
ID312887
АннотацияПрактический журнал по организации воспитательной работы, учебного процесса и внеурочной деятельности в школе для классного руководителя. Лучшие примеры из практики и рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права, приведенные на страницах журнала, помогут классному руководителю проводить эффективную воспитательную работу, успешно проходить проверки контролирующих органов и контролировать учебный процесс.
Справочник классного руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2015 .— №2 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/312887 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№2/февраль/2015 И ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО www.menobr.ru Совет обучающихся Рефлексивные ситуационные классные часы Классный час «Проблема бездомных животных» Проект «Школьный музей» Гимнастика до учебных занятий ЛУЧШЕЕ ИЗ ПРАКТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Не успеваете отслеживать все законодательные нововведения? <...> Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 2 2015 СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Курганский С.М. <...> 4 Совет обучающихся как одна из действенных форм воспитания компетентной личности Условия социального самоопределения. <...> 20 Формирование ценностного отношения к здоровью в системе рефлексивных ситуационных классных часов Технология ситуационного рефлексивного классного часа. <...> 26 Проект «Школьный музей – центр гражданскопатриотического воспитания школьников» Проект освещает проблему воспитания патриотизма школьников через деятельность школьного музея, который становится центром патриотического воспитания молодежи, раскрывает технологию деятельности школьного музея Растем профессионально Анисимова М.В., Бегун И.С. <...> Примеры упражнений, содействующие формированию правильной осанки, воздействующие на основные группы мышц, на координацию, расслабление, растягивание, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения Обласова <...>
Справочник_классного_руководителя_№2_2015.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_классного_руководителя_№2_2015.pdf
№ 8 • 2010 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. – ведущий эксперт «МЦФЭР Образование» Богданова Е.В. – первый заместитель директора, главный редактор Издательского дома МЦФЭР Венгер А.Л. – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» Губанова Е.В. – профессор кафедры экономики образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Гулидов П.В. – юрист, эксперт «МЦФЭР Образование» Лушпаева Н.В. – заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 402 им. Алии Молдагуловой г. Москвы Минько Н.Г. – руководитель Центра образовательной политики Департамента образования г. Москвы Тараданова И.И. – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Седова С.В. – руководитель структурного подразделения школьного отделения ГБОУ гимназия № 1576 г. Москвы Чернобай Е.В. – д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры развития образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Шавринова Е.Н. – канд. пед. наук, заведующая Институтом развития образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования № 2 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Управляем воспитательным процессом Курганский С.М. 4 Совет обучающихся как одна из действенных форм воспитания компетентной личности Условия социального самоопределения. Совет обучающихся: цели, функции, принципы, состав. Правовая основа ученического самоуправления. План работы Совета обучающихся общеобразовательной организации на учебный год Нечаев М.П., Стрельников К.Н. 20 Формирование ценностного отношения к здоровью в системе рефлексивных ситуационных классных часов Технология ситуационного рефлексивного классного часа. Сценарии Фокина И.И. 26 Проект «Школьный музей – центр гражданскопатриотического воспитания школьников» Проект освещает проблему воспитания патриотизма школьников через деятельность школьного музея, который становится центром патриотического воспитания молодежи, раскрывает технологию деятельности школьного музея Растем профессионально Анисимова М.В., Бегун И.С. 37 Гимнастика до учебных занятий Как проводить гимнастику? Подбор комплекса упражнений. Примеры упражнений, содействующие формированию правильной осанки, воздействующие на основные группы мышц, на координацию, расслабление, растягивание, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения Обласова Л.С. 52 Семинар-практикум «Методы борьбы с дистрессом» Преодоление стресса: приемы работы с телом, техники, основанные на вербализации и внушении, цветотерапия, музыкотерапия. Тест «Подвержены ли вы стрессу?» Работаем с классом Наумова Е.М. 57 Классный час «Проблема бездомных животных» Классный час для обучающихся 12–14 лет, направленный на воспитание чувства доброты, сострадания к брошенным животным, ответственности за прирученных животных, внимательного отношения к окружающим 2
Стр.4
№ 2 • 2015 Лаппо Л.П. 63 Игровой тренинг для обучающихся «Твой путь к успеху» Примеры игр, ориентированных на развитие социальных навыков обучающихся Общаемся с родителями Акованцева Л.И. 71 Девиантный подросток в школе Влияние семьи. Основные направления системы профилактики. Социальный паспорт школы . Бланк обобщенных групп причин пропусков учебных занятий Работаем с документами 77 Организация ГИА обучающихся, переехавших в период ее проведения Письмо Рособрнадзора от 13.05.2014 № 02-377 В фокусе 36 Школьные музеи Москвы готовятся к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 79 Законодательство в сфере образования 3
Стр.5
УПРАВЛЯЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ Чтобы принимать участие в работе Совета обучающихся, подросток должен обладать навыками анализа ситуаций, постановки задач, планирования действий, самоконтроля, самооценки действий и их качества, самообслуживания, умения не перекладывать на плечи других решения собственных проблем. Непременные качества: воля как средство или условие самоорганизации, работоспособность и самостоятельность. С.М. Курганский, заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, Санкт-Петербург Совет обучающихся как одна из действенных форм воспитания компетентной личности Реализуемые принципы демократичности, государственно-общественного характера управления образовательными организациями (далее – ОО), гарантии прав обучающихся на участие в управлении школой характеризуют качественные изменения в системе образования. Ученическое самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно расширяет связи и обеспечивает каждому индивиду освоение социального мира, формирует у обучающихся умения преобразовывать его, строить свой собственный мир. 4
Стр.6
№ 2 • 2015 Условия социального самоопределения Одна из главных задач воспитания компетентной личности – социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности школьников в реальные социальные отношения, т. е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективный компонент – собственно деятельность личности, субъективный – отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой – носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Второе условие – самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается. Цели и функции Совета обучающихся Участие подростков в работе Совета обучающихся – это практика жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт. Деятельность Совета обучающихся в ОО направлена на формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции детей, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирование умений и навыков самоуправления, подготовку их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. Совет обучающихся создается в целях создания благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. Основные функции Совета обучающихся: • • • • • • • • координация деятельности всех органов и объединений обучающихся, планирование и организация внешкольной и внеклассной работы; подготовка и поведение собраний и конференций обучающихся; организация самообслуживания обучающихся, поддержание дисциплины и порядка в ОО; обсуждение и утверждение планов подготовки важнейших мероприятий; прием рассмотрения всех предложений и пожеланий обучающихся и учителей; осуществление шефской помощи старшеклассников обучающимся младших классов; организация выпуска стенной газеты; решение вопросов поощрения, наказания и ответственности обучающихся за соблюдение ими устава школы в соответствии со своими полномочиями; 5
Стр.7
Управляем воспитательным процессом • • • • принятие решений об использовании обучающимися заработанных ими денег; организация и подведение итогов соревнований между классами; содействие развитию образовательных и культурных интересов ученика; осуществление контроля за соблюдением прав учеников, а также за выполнением их обязанностей. Принципы Совета обучающихся Деятельность Совета обучающихся базируется на следующих принципах: • педагогическое руководство, т. е. наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления. В классе – это классный руководитель, на уровне школы – педагоги-консультанты; • • • • • • • предметность деятельности, т. е. органы самоуправления, формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива; выборность – полномочия приобретаются в результате выборов; равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения; открытость и гласность – работа Совета обучающихся должна быть открыта для всех учеников ОО; законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов ОО; целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребности обучающихся; ответственность – регулярный отчет о результатах деятельности Совета обучающихся перед своими избирателями на ежегодной конференции. Правовая основа ученического самоуправления Правовой основой развития ученического самоуправления в ОО являются: • • Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года); Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года); • • • Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями и дополнениями); • • • Состав Совета обучающихся 6 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»; Устав школы. В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности ОО Совет обучающихся образует секторы самоуправления. Например:
Стр.8
№ 2 • 2015 1. Организационный сектор: • • • • • • организует заседания Совета обучающихся; выносит на обсуждение Совета обучающихся текущие вопросы; осуществляет контроль за выполнением планов решений Совета обучающихся; ведет делопроизводство; организует и проводит социологические опросы, анкетирование обучающихся; анализирует деятельность классных коллективов в общественной жизни ОО. 2. Сектор науки и образования: • • • • • • • осуществляет контроль за успеваемостью обучающихся и посещением учебных занятий; изучает условия для более глубокого взаимодействия учителей и обучающихся в процессе обучения; организует деятельность научного общества обучающихся; отвечает за создание условий для учебной деятельности обучающихся, за сбор информации об учебном процессе; организует и проводит школьный конкурс «Ученик года»; ведет учет и разрабатывает систему поощрения лучших учеников школы; оказывает помощь педагогам в подготовке и проведении научно-практических конференций, предметных олимпиад, дня самоуправления, предметных недель; • предоставляет информацию в пресс-центр по своей тематике. 3. Сектор культуры и досуга: • планирует, организует и проводит праздничные вечера, концерты, дискотеки, творческие программы, школьные интеллектуальные игры, конкурсы и другие культурно-развлекательные мероприятия, исходя из интересов и потребностей обучающихся; • подбирает творческий актив, который занимается разработкой сценария, подбором участников и концертных номеров, звукового сопровождения мероприятий; • • • • • • • • выявляет интересы обучающихся и вовлекает их в кружки и секции; занимается оформлением залов к мероприятиям и праздникам; ведет учет и разрабатывает систему поощрений достижений обучающихся; организует творческую деятельность в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания; координирует деятельность Советов, дела по подготовке и проведению коллективной творческой деятельности (далее – КТД); проектирует культурно-массовые мероприятия, вечера, праздники, конкурсы; анализирует целесообразность проведения тех или иных мероприятий посредством социального опроса общественного мнения; организует встречи с работниками культуры, поэтами, писателями, музыкантами; 7
Стр.9