Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638282)
Контекстум
Электро-2024

Педагогические условия профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКожевникова
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302426
Кожевникова, Т.В. Педагогические условия профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых : Автореферат / Т.В. Кожевникова .— Казань : КНИТУ, 2007 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302426 (дата обращения: 08.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи КОЖЕВНИКОВА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2007 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и в ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Иванов Василий Григорьевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна, Казанский государственный университет культуры и искусств доктор технических наук, профессор Хамидуллин Ренат Фаритович, Казанский государственный технологический университет Ведущая организация: Защита состоится Уфимский государственный нефтяной технический университет 19 сентября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, Казань, ул. <...> Современное положение России характеризуется быстро меняющимися содержанием и условиями труда, требующими от специалистов всех уровней профессиональной мобильности, быстрой адаптации к новым реальностям, соответствия профессиональных качеств потребностям производства и общества в целом. <...> Часто возникает необходимость в переориентации профессиональной деятельности специалистов, их переподготовке, получении дополнительного профессионального образования и второго высшего образования по востребованным в том или ином регионе специальностям. <...> В условиях стремительно развивающейся нефтяной отрасли в регионе второе образование является наиболее актуальным по следующим <...>
Педагогические_условия_профессиональной_подготовки_инженеров-нефтяников_в_системе_образования_взрослых.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность. Современное положение России характеризуется быстро меняющимися содержанием и условиями труда, требующими от специалистов всех уровней профессиональной мобильности, быстрой адаптации к новым реальностям, соответствия профессиональных качеств потребностям производства и общества в целом. Часто возникает необходимость в переориентации профессиональной деятельности специалистов, их переподготовке, получении дополнительного профессионального образования и второго высшего образования по востребованным в том или ином регионе специальностям. В нефтяных районах Республики Татарстан такими специальностями являются «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ». В условиях стремительно развивающейся нефтяной отрасли в регионе второе образование является наиболее актуальным по следующим причинам: работники предприятий уже имеют инженерную подготовку, а значит, при наличии второго профессионального образования (нефтяной или газовой профиль) будут иметь расширенный спектр знаний и возможность применить их в профессиональной деятельности. Одной из важнейших становится задача организации целенаправленного профессионального образования, обеспечивающего подготовку взрослого населения в сокращенные сроки (заочное обучение на базе имеющегося высшего образования). Такое образование имеет ряд преимуществ: сжатые сроки, возможность учета специфики взрослых обучающихся, гибкое реагирование на изменение ситуации на рынке труда, тесная связь с работодателем. Эффективность подготовки инженера-нефтяника в системе образования взрослых связана с инновационным образовательным процессом. Инновационный образовательный процесс в взаимодействии с научно-исследовательским и производственным процессами создает условия для подготовки специалистов на деятельностной основе. Правомерно считать, что инновации в образовательном процессе – это действия, направленные на удовлетворение новой потребности в подготовке специалистов, способных к ускорению разработки, передачи, внедрения новых образцов техники, новых технологий, к выпуску новой наукоемкой продукции, востребованной потребителем (А.А. Кирсанов). В работах С.Г.Вершловского, Л.И.Гурье, В.Г.Иванова, А.А.Кирсанова, А.М.Кочнева, Г.С.Сухобской и др. рассматриваются вопросы образования взрослых. Новым образовательным технологиям и совершенствованию системы профессионального образования посвящены работы В.Г.Афанасьева, В.П.Беспалько, П.И.Пидкасистого, Г.К.Селевко и др. В своем исследовании мы опирались на концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (С.И.Архангельский, инженеров-нефтяников Т.И.Шамова и др.). Различным аспектам подготовки посвящены диссертационные Е.М.Ахметхановой, А.Ф.Иванова, М.Ю.Филимоновой. Отдавая исследования должное проведенным исследованиям, необходимо отметить, что педагогические условия профессиональной подготовки инженеров – нефтяников в системе образования взрослых в большинстве работ не рассматриваются. 3
Стр.3
Нами выделено противоречие между назревшей необходимостью проектирования процесса профессиональной подготовки, позволяющего готовить в системе образования взрослых специалиста, отвечающего возросшим потребностям современной нефтегазовой отрасли, и недостаточной разработанностью педагогических условий профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых. Объект исследования: процесс профессиональной подготовки инженеровнефтяников в системе образования взрослых. Предмет исследования: педагогические условия профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых. Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий профессиональной подготовки инженеровнефтяников в системе образования взрослых. Гипотеза исследования: профессиональная подготовка инженеровнефтяников в системе образования взрослых будет успешной при реализации следующих педагогических условий: • содержательно-целевых: построения процесса обучения на основе системного анализа профессиональной деятельности инженеров-нефтяников; актуализации субъективного профессионального опыта обучающихся и его включения в содержание подготовки; соответствия основным положениям личностно - ориентированного обучения; • методико-инструментальных: использования в ходе подготовки инженеровнефтяников инновационных методов, стимулирующих процесс обучения и формирующих мотивацию к обучению; применения модульной системы обучения; использование возможностей предприятий нефтегазовой отрасли региона в процессе обучения. Задачи исследования: 1) выявить нефтяников в системе образования взрослых; 2) определить особенности профессиональной подготовки инженерови обосновать комплекс педагогических условий профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых; 3) экспериментально проверить эффективность педагогических условий профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых. Теоретико-методологической основой исследования являются: • идеи оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.); • основные положения системного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, А.А.Кирсанов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.); • теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Д.А.Белухин, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская и др.); 4
Стр.4