На правах рукописи КОЖЕВНИКОВА ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ-НЕФТЯНИКОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ 13.00.08 - теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2007 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и в ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Иванов Василий Григорьевич Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Богоудинова Роза Закировна, Казанский государственный университет культуры и искусств доктор технических наук, профессор Хамидуллин Ренат Фаритович, Казанский государственный технологический университет Ведущая организация: Защита состоится Уфимский государственный нефтяной технический университет 19 сентября 2007г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, Казань, ул. <...> Современное положение России характеризуется быстро меняющимися содержанием и условиями труда, требующими от специалистов всех уровней профессиональной мобильности, быстрой адаптации к новым реальностям, соответствия профессиональных качеств потребностям производства и общества в целом. <...> Часто возникает необходимость в переориентации профессиональной деятельности специалистов, их переподготовке, получении дополнительного профессионального образования и второго высшего образования по востребованным в том или ином регионе специальностям. <...> В условиях стремительно развивающейся нефтяной отрасли в регионе второе образование является наиболее актуальным по следующим <...>
Педагогические_условия_профессиональной_подготовки_инженеров-нефтяников_в_системе_образования_взрослых.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность. Современное положение России характеризуется быстро
меняющимися содержанием и условиями труда, требующими от специалистов всех
уровней профессиональной мобильности, быстрой адаптации к новым реальностям,
соответствия профессиональных качеств потребностям производства и общества в
целом. Часто возникает необходимость в переориентации профессиональной
деятельности специалистов, их переподготовке, получении дополнительного
профессионального образования и второго высшего образования по
востребованным в том или ином регионе специальностям. В нефтяных районах
Республики Татарстан такими специальностями являются «Разработка и
эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Бурение нефтяных и газовых
скважин», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и
газонефтехранилищ». В условиях стремительно развивающейся нефтяной отрасли в
регионе второе образование является наиболее актуальным по следующим
причинам: работники предприятий уже имеют инженерную подготовку, а значит,
при наличии второго профессионального образования (нефтяной или газовой
профиль) будут иметь расширенный спектр знаний и возможность применить их в
профессиональной деятельности. Одной из важнейших становится задача
организации целенаправленного профессионального образования, обеспечивающего
подготовку взрослого населения в сокращенные сроки (заочное обучение на базе
имеющегося высшего образования). Такое образование имеет ряд преимуществ:
сжатые сроки, возможность учета специфики взрослых обучающихся, гибкое
реагирование на изменение ситуации на рынке труда, тесная связь с работодателем.
Эффективность подготовки инженера-нефтяника в системе образования взрослых
связана с инновационным образовательным процессом. Инновационный
образовательный процесс в взаимодействии с научно-исследовательским и
производственным процессами создает условия для подготовки специалистов на
деятельностной основе. Правомерно считать, что инновации в образовательном
процессе – это действия, направленные на удовлетворение новой потребности в
подготовке специалистов, способных к ускорению разработки, передачи, внедрения
новых образцов техники, новых технологий, к выпуску новой наукоемкой
продукции, востребованной потребителем (А.А. Кирсанов).
В работах С.Г.Вершловского, Л.И.Гурье, В.Г.Иванова, А.А.Кирсанова,
А.М.Кочнева, Г.С.Сухобской и др.
рассматриваются вопросы образования
взрослых. Новым образовательным технологиям и совершенствованию системы
профессионального образования посвящены работы В.Г.Афанасьева, В.П.Беспалько,
П.И.Пидкасистого, Г.К.Селевко и др. В своем исследовании мы опирались на
концепции моделирования и конструирования педагогического процесса
(С.И.Архангельский,
инженеров-нефтяников
Т.И.Шамова и др.). Различным аспектам подготовки
посвящены
диссертационные
Е.М.Ахметхановой, А.Ф.Иванова, М.Ю.Филимоновой. Отдавая
исследования
должное
проведенным исследованиям, необходимо отметить, что педагогические условия
профессиональной подготовки инженеров – нефтяников в системе образования
взрослых в большинстве работ не рассматриваются.
3
Стр.3
Нами выделено противоречие между назревшей необходимостью
проектирования процесса профессиональной подготовки, позволяющего готовить в
системе образования взрослых специалиста, отвечающего возросшим потребностям
современной нефтегазовой отрасли, и недостаточной разработанностью
педагогических условий профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в
системе образования взрослых.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы
педагогические условия профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в
системе образования взрослых.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки инженеровнефтяников
в системе образования взрослых.
Предмет исследования: педагогические условия профессиональной
подготовки инженеров-нефтяников в системе образования взрослых.
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить
комплекс педагогических условий профессиональной подготовки инженеровнефтяников
в системе образования взрослых.
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка инженеровнефтяников
в системе образования взрослых будет успешной при реализации
следующих педагогических условий:
• содержательно-целевых: построения процесса обучения на основе системного
анализа профессиональной деятельности инженеров-нефтяников; актуализации
субъективного профессионального опыта обучающихся и его включения в
содержание подготовки; соответствия основным положениям личностно -
ориентированного обучения;
• методико-инструментальных: использования в ходе подготовки инженеровнефтяников
инновационных методов, стимулирующих процесс обучения и
формирующих мотивацию к обучению; применения модульной системы обучения;
использование возможностей предприятий нефтегазовой отрасли региона в
процессе обучения.
Задачи исследования:
1) выявить
нефтяников в системе образования взрослых;
2) определить
особенности профессиональной подготовки инженерови
обосновать
комплекс
педагогических
условий
профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования
взрослых;
3) экспериментально проверить эффективность педагогических условий
профессиональной подготовки инженеров-нефтяников в системе образования
взрослых.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• идеи оптимизации учебного процесса (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин,
В.В.Краевский и др.);
• основные положения системного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев,
А.А.Кирсанов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина и др.);
• теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Д.А.Белухин,
Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская и др.);
4
Стр.4