На правах рукописи Набиуллин Альберт Файзрахманович ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНО-БОЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВВУЗОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань - 2010 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и в Казанском высшем военном командном училище (военном институте) Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Кудрявцев Юрий Михайлович ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (г.Казань). <...> Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Хасанова Гульнара Фатыховна ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (г.Казань). кандидат педагогических наук, доцент Полосин Александр Николаевич Институт психологии и педагогики профессионального образования РАО (г.Казань). <...> Происходящие в современных условиях социально-политические изменения характера общественных отношений в стране, состояние духовной жизни общества, политические цели и задачи, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ), усиление противоборства в информационно-психологической сфере, локальность современных войн, а также приведение Вооруженных Сил к новому облику предъявляют новые требования к морально-боевым качествам военнослужащих. <...> Исследование, проводимое в подразделениях Казанского высшего военного командного училища (КВВКУ) на протяжении более четырех лет, показало, что эффективность и результативность действий военнослужащих в боевой обстановке находится в прямой зависимости от уровня сформированности у них морально-боевых качеств. <...> Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросам формирования морально-боевых качеств у военнослужащих уделяется важное внимание. <...> Различные элементы формирования моральнобоевых <...>
Повышение_эффективности_формирования_морально-боевых_качеств_у_курсантов_ВВУЗов_сухопутных_войск.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. Происходящие в современных условиях
социально-политические изменения характера общественных отношений в
стране, состояние духовной жизни общества, политические цели и задачи,
стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации (ВС РФ), усиление
противоборства в информационно-психологической сфере, локальность современных
войн, а также приведение Вооруженных Сил к новому облику
предъявляют новые требования к морально-боевым качествам военнослужащих.
Исследование,
проводимое в подразделениях Казанского высшего военного
командного училища (КВВКУ) на протяжении более четырех лет, показало,
что эффективность и результативность действий военнослужащих в боевой
обстановке находится в прямой зависимости от уровня сформированности у
них морально-боевых качеств.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что вопросам
формирования морально-боевых качеств у военнослужащих уделяется важное
внимание. Это подтверждается наличием достаточного количества исследований
по данной проблеме. Различные элементы формирования моральнобоевых
качеств военнослужащих в ходе отечественного военного строительства
разрабатывали в научных трудах военные педагоги и психологи И.А.Алехин,
А.В.Барабанщиков; формирования морально-боевых качеств в процессе воспитания
военнослужащих и их психологической подготовки Н.И.Головченко,
Ю.М.Кудрявцев, В.Е.Уткин; преодоления страха А.В.Ответчиков; в ходе нравственно-этического
воспитания и интеллектуального развития военнослужащих
В.А.Копылов, в процессе патриотического воспитания А.А.Аронов, В.Е.Уткин; в
ходе идейно-политического воспитания Л.А.Бублик, И.К.Спицин; в процессе
воспитания дисциплинированности и воинского долга А.И.Антипов,
В.Н.Миронченко; в ходе перевоспитания В.Н.Герасимов; в процессе военнопрофессионального
воспитания Н.П.Балыков, Ю.Н.Хряпин; в процессе физического
воспитания А.А. Нестеров.
Вместе с тем, в прямой постановке проблема повышения эффективности
формирования морально-боевых качеств у курсантов в военно-педагогической
науке не исследовалась. Необходимость ее разработки обусловлена возросшими
потребностями войсковой практики и боевым поведением в локальных войнах
последних лет.
Таким образом, имеет место противоречие между объективной потребностью
в подготовке офицеров тактического звена к современной военнопрофессиональной
деятельности с учетом изменения принципов комплектования
воинских подразделений и модернизацией всей организационно-штатной
структуры ВС РФ и недостаточной разработанностью данной научной проблемы
на основе интеграции образовательной и военно-профессиональной деятельности.
Вышеназванное
противоречие определило научную задачу нашего исследования:
в чем заключается сущность повышения эффективности формирования
морально-боевых качеств курсантов ввузов Сухопутных войск.
3
Стр.3
На основе выявленного противоречия нами выбрана тема исследования
«Повышение эффективности формирования морально-боевых качеств у курсантов
ввузов Сухопутных войск», а также определен его научный аппарат.
Объектом исследования является процесс повышения эффективности
формирования морально-боевых качеств у курсантов ввузов Сухопутных войск.
Предмет исследования – комплекс социально-педагогических условий повышения
эффективности формирования морально-боевых качеств у курсантов
в ввузах Сухопутных войск с учетом новых требований к военнопрофессиональной
деятельности офицеров тактического звена.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить, обосновать и
экспериментально апробировать социально-педагогические условия повышения
эффективности формирования морально-боевых качеств у курсантов в
высших военно-учебных заведениях, в образовательной и различных видах военно-профессиональной
деятельности.
Гипотеза исследования – уровень морально-боевых качеств у курсантов
ввузов Сухопутных войск в различных видах военно-профессиональной деятельности
может существенно повыситься при реализации следующих социально-педагогических
условий:
- повышение эффективности формирования морально-боевых качеств
должно соответствовать процессам, происходящим в воинских формированиях,
и задачам, стоящим перед войсками в настоящее время;
- процесс формирования морально-боевых качеств у курсантов в ввузах
Сухопутных войск носит целостный, непрерывный характер и находится во
взаимодействии с другими элементами военно-профессиональной подготовки;
- совершенствование профессионально-педагогической подготовленности
курсантов в целях успешного формирования морально-боевых качеств осуществляется
на основе технологии задачного подхода;
- повышение педагогической культуры профессорско-преподавательского и
командного состава по проблемам эффективного формирования моральнобоевых
качеств в образовательной, военно-профессиональной деятельности позволяет
синтезировать междисциплинарные знания, умения и навыки, необходимые
выпускнику ввуза в его военно-профессиональной деятельности.
Для реализации цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы требуется
решить следующие задачи исследования.
1. Провести ретроспективный анализ формирования морально-боевых качеств
у военнослужащих на основе отечественного и зарубежного опыта для
исследования источников, факторов и тенденций данного явления.
2. Систематизировать накопленное педагогическое знание по проблеме, исследовать
структурные элементы теории и содержание основных компонентов
процесса подготовки курсантов в военно-учебном заведении.
3. Определить и обосновать социально-педагогические условия повышения
эффективности формирования морально-боевых качеств у курсантов в системе
образовательной и военно-профессиональной деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование процесса формирования
морально-боевых качеств курсантов в ввузах Сухопутных войск.
4
Стр.4