Молодые философы ФН – 6/2014 НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К «ГОСУДАРЮ» НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ А.Н. <...> МИШУРИН Распространено представление о том, что Никколо Макиавелли был эдаким Мефистофелем – учителем зла и соблазнителем ко злу1 . <...> Что в своем труде «Государь» он разрушил традицию классической политической философии, отделив политику от морали; что он почитал злодеев; что первым провозгласил и принял принцип: «цель оправдывает средства», а в остальном же проповедовал полную беспринципность. <...> Как и любые другие общепринятые мнения, против которых и боролся Макиавелли2 сматривать «Государя» вне других произведений Макиавелли. <...> Многие мысли, высказанные в «Государе» – о чем не раз говорит сам автор3 – эти утверждения, на наш взгляд, являются ложными. <...> Но если учение Макиавелли состоит не в этом, то в чем? <...> Не говоря уже о том, что четыре работы – «Описание того, как избавился герцог Валентиино.», «Государь», «Рассуждения.» и «Жизнь Каструччо.» – представляют собой последовательное движение от реальной политической фигуры – символа упадка – к идеальной политической фигуре – символу возрождения. <...> Рассмотрим первое общепринятое мнение о Макиавелли: разведение областей политики и морали4 . <...> «Вечные ценности» вечно нуждаются в защите: всякая мораль основывается на вере и ее институте. <...> Ибо всякая мораль подразумевает неизбежное наказание и поощрение за совершенные злодеяния или добрые дела. <...> Но веру в такое наказание может обеспечить лишь религия. <...> Следовательно, отделение морали от политики было бы отделением института одной от института другой, т.е. отделением института церкви от института государства. <...> Вопервых, описывая лучшие государства, т.е. те, которые трудно завоевать, но легко удерживать, он говорит о государствах церковных – таких, в которых светская власть объединена с церковной5 . <...> Не Макиавелли, а реальность развела церковь и государство, что катастрофически сказалось на обоих и развратило современность <...>