ФИЛОСОФСКАЯ РеФЛеКСИЯ К 20-летию Российского гуманитарного научного фонда ВЫХОДЯ НА НОВЫе РУБеЖИ* М.Т. СТЕПАНЯНЦ В юбилейный для Российского гуманитарного научного фонда 2014 г. целесообразно осмыслить его деятельность, чтобы не только сохранить достигнутое, но главное – приумножить его, повысить значимость РГНФ. <...> Подтверждением сказанному выше может служить отношение РГНФ к философской компаративистике. <...> Организационное, в определенном смысле институциональное, оформление как направление, в которое включаются уже не единицы, а сотни исследователей, сравнительная философия начинает обретать со второй половины ХХ в., что непосредственно связано с историей гавайских Конференций философов Восток – Запад. <...> Первая конференция – на тему «Моральная философия в контексте многообразия культур» – состоялась в 2002 г.; вторая – «Знание и вера в диалоге культур» – в 2006 г.; третья – «Философия и наука» – в 2012 г.4 Материалы конференций каждый раз перерабатывались в статьи и публиковались в основанной Институтом философии РАН в 2000 г. академической серии «Сравнительная философия» (отв. ред. <...> Проведение Московских международных конференций по сравнительной философии с широким участием зарубежных ученых, а также издание серии «Сравнительная философия» были бы невозможны без постоянной финансовой поддержки РГНФ5 . <...> Во-первых, впервые в мировой академической литературе проблема отношения между философией и наукой рассматривается в контексте культур Запада и Востока; во-вторых, впервые в отечественной литературе фиксируется появление новейшего феномена – межкультурной философии. <...> Такой переход невозможен без формирования нового типа научной рациональности. <...> Как справедливо отмечает Л.Б. Карелова (ИФ РАН; «Некоторые особенности развития науки и техники в Японии ХVП – ХIХ вв. в контексте национальной духовной традиции»), гений японцев заключается не в изобретении, а в адаптации новых элементов культуры <...>