Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физика: от оценок к исследованию (150,00 руб.)

0   0
АвторыКузнецов А. П., Кузнецов С. П., Савин А. В., Станкевич Н. В.
ИздательствоРегулярная и хаотическая динамика
Страниц176
ID301436
АннотацияКнига вводит школьника и студента младшего курса в «творческую лабораторию» физика-исследователя, в форме задач знакомит с «неформальной» физикой, которая практически не представлена в «традиционных» школьных курсах, однако активно используется при проведении исследований: представлены задачи на оценки физических величин, методы размерностей и подобия, задачи для решения с помощью компьютера. Все эти задачи требуют не только получения формул, но и их анализа и исследования. Представлены также задачи исследовательского характера, которые могут быть использованы для постановки работ школьников и подготовки докладов в рамках школьной научной лаборатории.
Кому рекомендованоКнига будет полезна школьникам, интересующимся физикой и исследовательской работой, а также учителям физики и студентам младших курсов.
ISBN978-5-93972-763-1
УДК53(075)
ББК22.3я7
Физика: от оценок к исследованию / А.П. Кузнецов, С.П. Кузнецов, А.В. Савин, Н.В. Станкевич .— Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2009 .— 176 с. : ил. — ISBN 978-5-93972-763-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/301436 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Представлены также задачи исследовательского характера, которые могут быть использованы для постановки работ школьников и подготовки докладов в рамках школьной научной лаборатории. <...> В конце раздела даны физические задачи, связанные с качественными перестройками состояний равновесия (катастрофами или бифуркациями). <...> Решения также содержат новые полезные сведения, например, о «золотом» среднем, каустиках и сборках, овалах Кассини и т. д. <...> Это книжка в определенной мере опирается на опыт школьной научной лаборатории базовой кафедры динамических систем факультета нели6 нейных процессов Саратовского государственного университета и лаборатории теоретической нелинейной динамики Саратовского филиала Института радиотехники и электроники РАН. <...> В течение ряда лет учащиеся разных лицеев и школ г. Саратова занимались исследовательской работой в школьной лаборатории. <...> При этом следует делать смелые, но мотивированные предположения по выбору модели, «заменяя», например, кита — цилиндром и т. д. <...> Указание: кита можно представить в виде цилиндра, диаметр которого в несколько (например, в 10) раз меньше его длины. <...> Из соображений размерности получите формулу для дальности l полета тела. <...> Методом размерностей несложно установить, что период малых колебаний математического маятника зависит от его длины l и ускорения свободного падения g следующим образом: ТС lg= . <...> Используйте метод размерностей, чтобы определить, за какое время змея, лежащая на гладкой горизонтальной поверхности вдоль прямой линии, может свернуться, образовав кольцо? <...> Период колебаний газового пузыря, образовавшегося в результате подводного взрыва, определяется энергией взрыва W, статическим давлением и плотностью жидкости q. <...> Площадь прямоугольного треугольника однозначно определяется величиной гипотенузы c и углом зуя этот результат, докажите теорему Пифагора. <...> Математический маятник длины l может совершать движения в вертикальной плоскости <...>
Физика_от_оценок_к_исследованию.pdf
УДК 53(075) ББК 22.3я7 Ф503 Кузнецов А. П., Кузнецов С. П., Савин А. В., Станкевич Н. В. Физика: от оценок к исследованию. — М.–Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. — 176 с. Книга вводит школьника и студента младшего курса в «творческую лабораторию» физика-исследователя, в форме задач знакомит с «неформальной» физикой, которая практически не представлена в «традиционных» школьных курсах, однако активно используется при проведении исследований: представлены задачи на оценки физических величин, методы размерностей и подобия, задачи для решения с помощью компьютера. Все эти задачи требуют не только получения формул, но и их анализа и исследования. Представлены также задачи исследовательского характера, которые могут быть использованы для постановки работ школьников и подготовки докладов в рамках школьной научной лаборатории. Книга будет полезна школьникам, интересующимся физикой и исследовательской работой, а также учителям физики и студентам младших курсов. Табл.: 4. Ил.: 97. ISBN 978-5-93972-763-1 © А. П. Кузнецов, С. П. Кузнецов, А. В. Савин, Н. В. Станкевич, 2009 © НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009 http://shop.rcd.ru http://ics.org.ru 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ...................................................................................................... 5 1. «Неформальная физика» ........................................................................... 9 Оценки .............................................................................................................. 12 Размерность ..................................................................................................... 14 Подобие ............................................................................................................ 16 2. Анализ в физике ........................................................................................ 19 Физический анализ математических задач ................................................... 21 Анализ функций .............................................................................................. 24 Параметрический анализ ................................................................................ 27 Катастрофы (бифуркации) .............................................................................. 31 3. Задачи для компьютера ........................................................................... 37 4. Исследовательские задачи ....................................................................... 45 5. Решения, комментарии ............................................................................ 55 Оценки .............................................................................................................. 57 Размерность ..................................................................................................... 64 Подобие ............................................................................................................ 69 Физический анализ математических задач ................................................... 75 Анализ функций .............................................................................................. 88 Параметрический анализ ................................................................................ 96 Катастрофы (бифуркации) ............................................................................ 111 Задачи для компьютера ................................................................................. 131 Исследовательские задачи ............................................................................ 146 Приложение .................................................................................................. 173
Стр.175