Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период . <...> Арианские споры в гомилиях патриарха Фотия (гомилии XV и XVI) . <...> Военный и статский генералитет Российской империи XVIII века: социальная динамика поколений . <...> The Arian controversy in the Homilies of the Patriarch Photios (Homilies XV and XVI) . <...> 9–27 Лёр Винрих, хабилитированный д-р, проф., Теологический факультет Гейдельбергского университета lw0@ad.uni-heidelberg.de ИЗМЕНЧИВЫЙ ОБРАЗ ИНАКОМЫСЛИЯ: ЕРЕСЬ В РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД1 В. <...> В IV–VI вв. целый ряд соборов рассматривал доктринальные представления отдельных богословов и попутно разрабатывал ортодоксальное тринитарное и христологическое учение, при этом Церковь нуждалась в поддержке государства в установлении границ ортодоксии. <...> В результате было разработано множество антиеретических законов, вошедших в Codex Theodosianus и Codex Justinianus. <...> Для того чтобы выявить особенности ересиологических маркировок более позднего периода, я обращусь сначала к раннему этапу развития ересеологической традиции, а именно ко II–III вв. <...> Тертуллиан Карфагенский, читавший сочинения Иринея, написал несколько антиеретических трактатов на рубеже II и III вв. <...> Следующий антиеретический трактат, который ошибочно приписывается Тертуллиану и который поэтому был обозначен как «Псевдо-Тертуллиан», вероятно, также был создан в III в. <...> Можно сказать, что II в. пережил расцвет уникальной ересиологической традиции, которая зародилась благодаря Иустину Мученику и которую продолжали и развивали Ириней Лионский, Тертуллиан Карфагенский и Ипполит Римский. <...> Эта ересиологическая традиция породила, с одной стороны, пространные опровержения конкретных ересей (например, Валентина, Маркиона и их последователей), с другой стороны, доксографические каталоги, которые позволили описать, классифицировать и упорядочить множество различных ересей. <...> Ипполит Римский в своем «Опровержении» сочетает философскую и ересиологическую доксографии. <...> Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_II._«История._История_Русской_Православной_Церкви»_№4_2014.pdf
Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». Выпуск 4 (59). 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОРТОДОКСИЯ И ЕРЕСЬ В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ
И ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ
ЛЁР В.
Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период . . . . . . . . . . 9
АФИНОГЕНОВ Д. Е.
Арианские споры в гомилиях патриарха Фотия (гомилии XV и XVI) . . . . . . . . . . . 28
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ XVIII–XX ВВ.
ФЕОФАНОВ А. М.
Военный и статский генералитет Российской империи XVIII века:
социальная динамика поколений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ЖУКОВА Л. В.
Благотворительная деятельность А. А. Желобовского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ЛАРИОНОВ А. А.
Реформы Московской Славяно-греко-латинской академии
(вторая четверть XVIII — начало XIX в.) в контексте развития
высшего образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
КАЛИНИНА Е. А.
Закон Божий в русской школе первой половины XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
ПИСКУНОВ И. В.
Правовое положение приват-доцентов российских университетов
(1803–1884) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
ЦЫГАНКОВ Д. А.
Семинар как место исследования в Московском университете
второй половины ХIХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
3
Стр.3
Содержание
ПУБЛИКАЦИИ
Символико-аллегорические определения и метафорические образы
Церкви в новонайденном сочинении конца XVII в. о Патриархе Никоне
(Вступительная статья, подготовка текста,
комментарии С. К. Севастьяновой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
РЕЦЕНЗИИ
Рец.: Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины
в латинской патристике. М., 2014 (Г. Е. Захаров) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Information аout the Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Стр.4
CONTENTS
RESEARCH STUDIES
ORTHODOXY AND HERESY IN THE EARLY CHRISTIAN
AND BYZANTINE TRADITION
LÖHR W.
The Changing Construction of Doctrinal Dissent:
Heresy in Early Christian Times . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
AFINOGENOV D. E.
The Arian controversy in the Homilies of the Patriarch Photios
(Homilies XV and XVI) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
СHARACTERISTIC FEATURES OF RUSSIAN SOCIAL HISTORY
FROM THE XVIIITH
TO THE XXTH
CENTURY
FEOFANOV A. M.
Russian generals of the VXIIIi century: social dynamics generations . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ZUKOVA L. V.
Сharitable activities of Alexander Andreevich Zhelobovskiy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
INSTITUTIONS OF EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE
LARIONOV А.
Slavonic-greek-latin Academy in Moscow and its reforms from the 2d quarter
of the XVIIIth
c. up to the beginning of the XIXth
c. in the context of evolution
of the high education in Russia . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
KALININA E.A.
God’s Law in.Russian school at the fi rst half of the XIXth
century . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
PISKUNOV I.V.
Legal status of privatdozents in Russian universities (1803–1884) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
TSIGANKOV. D. A.
The seminar as a place for study at the Moscow University at the second half
of the XIXth
century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
5
Стр.5
Contents
EDITIONS
Symbolic-allegorical defi nitions and metaphorical images
of the Church in the newfound composition about Patriarch Nikon
of the end of the XVII century. The publicatios of S. K. Sevastianova . . . . . . . . . . . . . . 135
BOOK REVIEWS
Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике.
М., 2014. (G. Zakharov) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
Information about the Authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Стр.6