Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Православные монастыри и храмы Москвы: библиогр. указ. 1988—2007 (220,00 руб.)

0   0
АвторыПашаева Н. М., Мищенко Т. К.
Издательство[Б.и.]
Страниц155
ID119953
АннотацияЗа прошедшее 20-летие в периодической и непериодической прессе вышло немало публикаций о прошлом московских монастырей и храмов, об их судьбах в XX веке, об их возрождении. Настоящий указатель — первая попытка учесть эти издания — книги, статьи из журналов и сборников, буклеты, вышедшие в свет в 1988—2007 гг. Библиография содержит 1250 названий.
Кому рекомендованоДля историков, религиоведов.
ISBN978-5-85209-229-8
УДК01+281.93
ББК91.9:86.372
Православные монастыри и храмы Москвы: библиогр. указ. 1988—2007 / ред. Т.К. Мищенко; Н.М. Пашаева .— Библиогр. указатель .— : [Б.и.], 2008 .— 155 с. — ISBN 978-5-85209-229-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/119953 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Так, например, в 2000 г. великолепно издан в издательстве „Даниловский благовестник“ большой монографический труд о Даниловом монастыре — „Первый на Москве“. <...> Этим не может похвастаться выходившая в 90-е годы в журнале „Наука и религия“ серия статей А.А.Шамаро об отдельных московских храмах и их судьбах. <...> Введенское (Немецкое) кладбище: Православно-церковный некрополь: краткий ил. справ.-путеводитель по захоронениям духовных и церковных лиц. <...> Большое ограбление: об изъятии церков. ценностей в Москве в 1922 г. //Памятники Отечества. <...> Москва Златоглавая под взглядом Европы //Золотой Рожок. <...> Московские храмы и монастыри (в т.ч. утраченные), краткие жития святых, содержание праздников. <...> О Симоновом монастыре и церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове (с. <...> Пуцко В.Г. Московская церковная утварь ХVI века //Макарьевские чтения: Русская культура ХVI в. — эпоха митрополита Макария. <...> Слободы Шаболовская и Донская //Наука и жизнь. <...> О традиционной форме в современном храмостроении //Христианское зодчество: новые материалы и исслед. <...> 10: Русская культура ХVI века — эпоха митрополита Макария. <...> Столичные подворья Ростовского архиерейского дома в ХVIII веке //Макарьевские чтения. <...> Некрополь московских городских властей (ХVIII — начало ХХ в.) <...> Елисаветинское Благотворительное общество и участие в нем московских монастырей //Макарьевские чтения: Монастыри России. <...> Традиции в архитектуре современных деревянных церквей //Христианское зодчество: новые материалы и исслед. <...> В статье есть краткие справки о церквах Архангела Гавриила (Меншикова башня) и Николая Чудотворца в Кленниках (Блинниках). <...> Список антиминсов „древняго посвящения“ из Московской духовной консистории 1844 года //Сакральная топография средневекового города. <...> К вопросу о постройках и личности Алевиза Фразина //Древнерусское искусство: исслед. и атрибуции. <...> О храмах Замоскворечья — Михаила и Федора Черниговских, Григория Неокесарийского на Полянке, Воскресения в Кадашах <...>
Православные_монастыри_и_храмы_Москвы_библиогр._указ._1988—2007_.pdf
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА РОССИИ ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ МОСКВЫ Библиографический указатель 1988—2007 Москва 2008
Стр.1
УДК 01+281.93 ББК 91.9:86.372 П 69 Составитель Н.М.Пашаева, доктор исторических наук Библиографический редактор Т.К.Мищенко Православные монастыри и храмы Москвы: бибП 69 лиогр. указ. 1988—2007 /сост. Н.М.Пашаева; библиогр. ред. Т.К.Мищенко; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2008. — 154 с. ISBN 978-5-85209-229-8 После отмены в 1988 году принудительного атеизма в Москве, как и во всем нашем Отечестве, начинается уникальный в нашей истории процесс массового возвращения верующим храмов и монастырей, часто разрушенных, возрождения в них духовной жизни. Строятся новые храмы. За прошедшее 20-летие в периодической и непериодической прессе вышло немало публикаций о прошлом московских монастырей и храмов, об их судьбах в XX веке, об их возрождении. Настоящий указатель — первая попытка учесть эти издания — книги, статьи из журналов и сборников, буклеты, вышедшие в свет в 1988—2007 гг. Библиография, содержащая 1250 названий, рассчитана на историков, религиоведов и всех, кого интересует этот уникальный феномен отечественной истории. УДК 01+281.93 ББК 91.9:86.372 Подписано в печать 30.10.2008. Формат 6084/16. Бумага офсетная. Ризограф. Уч.- изд. л. 12,28. Тираж 200 экз. Заказ № 99 . Цена договорная. Издательство: Государственная публичная историческая библиотека России, 2008. ГСП 101990, Москва, Старосадский пер., 9, стр. 1. Типография ГПИБ. ISBN 978-5-85209-229-8 © Государственная публичная историческая библиотека России, 2008 2
Стр.2
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ Прошлое и настоящее монастырей и храмов Москвы вызывает живой интерес в нашем обществе. За истекшие два десятилетия в периодической и непериодической прессе вышло немало публикаций по этой теме. Настоящий библиографический указатель — первая попытка дать читателю представление о них.1 Мы не стремились охватить все издания, не делали никакого „идеологического отбора“. За рамками библиографии остались газетные статьи, статьи из журналов и сборников даются выборочно. Базой послужили фонды Государственной публичной исторической библиотеки России, в которых тема представлена достаточно полно, в дополнение привлечены и другие материалы. Все издания просмотрены de visu. Указатель открывают общие работы. Здесь и художественные альбомы, и научные книги и статьи, и справочники. В 1882—1883 гг. Н.А.Найденов выпустил в 4 томах в большом формате фотографии всех тогдашних московских монастырей и церквей. Москвоведы постоянно обращались к этой публикации как к справочнику, книги стали библиографической редкостью. В 2004 г. в Петербурге они были переизданы в одном томе (64). В конце 70-х — первой половине 80-х гг. Петр Георгиевич Паламарчук (1956—1998) обследовал в пределах Московской кольцевой автодороги все храмы, существовавшие на этой территории к 1917 г., за1Настоящее издание продолжает серию библиографических работ по истории духовной жизни страны, в которых учитывается отечественная литература, начиная с переломного 1988 г. Уже опубликованы: Новые религиозные организации, секты и движения в России: кат. книж. выст. М.: ГПИБ, 2003. — 121 с.; Инославие в России: библиогр. указ. 1988— 2005. М.: ГПИБ, 2007. — 157 с.: ил. 3
Стр.3
фиксировал собственными фотографиями их вид или вид места, где раньше стоял каждый храм, подобрал литературу о них. Каждому храму, каждой часовне он посвятил отдельную статью — иногда несколько строк, иногда целое исследование. Документально зафиксированный вид и состояние русских архитектурных шедевров и их развалин, картина издевательств над святынями, конечно, не могли быть опубликованы на Родине. С помощью А.И.Солженицына под псевдонимом Семен Звонарев труд Паламарчука „Сорок сороков“ в 4 томах вышел в Париже в 1988—1990 гг. Только в 1992—1995 гг. четырехтомник с краткими дополнениями о том, какие храмы переданы или готовятся к передаче верующим, увидел, наконец, свет в Москве (100). Статьи содержат отрывки из опубликованных работ и документов по истории каждого монастыря или храма со ссылками и добавления самого Паламарчука, считавшего себя только составителем. В 2003—2005 гг. четырехтомник был переиздан с дополнениями и цветными фотографиями (101). Доныне „Сорок сороков“ незаменимый справочник. С 1993 г. раз в несколько лет выходит справочник „Православная Москва“. В нем читатель находит справку о каждом монастыре и храме Московской патриархии, его истории, нынешнем духовенстве, богослужениях, адрес, телефон, на каком виде городского транспорта до него можно доехать и другие сведения. Последнее 5-е издание вышло в 2006 г. и содержит информацию на 10 июня 2006 г., в том числе о социальном служении столичных монастырей и храмов (83). Последней теме посвящен специально справочник „Социальная деятельность православных приходов Москвы“ (102). В нем приводятся конкретные сведения о работе того или иного прихода в больницах, детских учреждениях, интернатах для престарелых, о переписке с заключенными и помощи им, о патронажной службе, о работе благотворительных столовых и многое другое. В этом первом разделе, как и в общих разделах о монастырях и о храмах, читатель среди других материалов найдет много научно обоснованных статей В.Ф.Козлова о большей частью трагических судьбах храмов и монастырей Москвы в 4
Стр.4
20-е — 30-е гг. XX века. Истории храмов Северного и Северо-Западного округов и Зеленограда посвящены два иллюстрированных сборника серьезных работ, написанных с использованием архивных материалов (258—259). Большой научный интерес представляют исследования крупного археолога Л.А.Беляева (9, 10, 134) и др. Вторая, большая, часть указателя отведена публикациям об отдельных монастырях и храмах. Материал расположен по традиционным частям Москвы — Кремль, Китай-город, Белый город, Земляной город, Замоскворечье, Город в границах 1917 г., Город в современных границах. Внутри каждого раздела приводятся в алфавитном порядке сначала монастыри, а потом храмы и часовни. В атеистическую эпоху о действующих храмах, как правило, не писали. Изредка чтото появлялось на страницах „Журнала Московской патриархии“. О некоторых храмах и монастырях, обращенных в музеи (каких было очень немного) разрешалось издавать научные статьи, альбомы, иногда монографии. После 1988 г. отработанные уже формы во многом сохранялись, и мы находим значительный объем литературы по истории кремлевских монастырей и храмов, о Покровском соборе (храме Василия Блаженного), о прошлом и настоящем Новодевичьего монастыря и др. Как только стало возможным, отдельные монастыри начали выпускать книги и книжки о прошлом и настоящем своих обителей, об их святых покровителях, появились даже монастырские издательства. Так, например, в 2000 г. великолепно издан в издательстве „Даниловский благовестник“ большой монографический труд о Даниловом монастыре — „Первый на Москве“. Он снабжен большим количеством иллюстраций, это своеобразный альбом со значительным текстовым материалом (877). В целом ряде приходов появились собственные историографы. Их работы мы более всего находим на страницах приходских, а также районных газет, но газетные статьи остались за рамками нашего указателя. Больших монографических изданий об отдельных храмах пока не очень много. Упомянем для примера лишь некоторые. Так, в 2004 г. вы5
Стр.5
шла монография В.А.Любартовича и Е.М.Юхименко о Богоявленском соборе в Елохове (1048), два издания выдержала книга о. Бориса Михайлова о храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне (1117),он же автор монографии о храме Покрова в Филях (1220). В 2005 г. храм пророка Илии Обыденный выпустил альманах, на страницах которого среди других материалов опубликованы интересные воспоминания покойного о. Александра Егорова(1927—2000), почти полвека до самой кончины прослужившего в этом храме (736), и т.д. Статьи о храмах и монастырях, в том числе утраченных, мы находим в сборниках и на страницах таких изданий как „Журнал Московской патриархии“, „Мир Божий“, „Наука и жизнь“, „Наука и религия“.Особо надо упомянуть многочисленные публикации в „Московском журнале“, снабженные системой ссылок. Этим не может похвастаться выходившая в 90-е годы в журнале „Наука и религия“ серия статей А.А.Шамаро об отдельных московских храмах и их судьбах. Снабженные цветными иллюстрациями статьи написаны занимательно, изобилуют подробностями, порой пикантными. И очень хотелось бы знать, откуда автор их взял. Но ссылок, увы! нет. Большинство возрожденных приходов небогатые и могут позволить себе только буклет, порой брошюру с историей храма или акафистом святому, которому храм посвящен, и в конце краткой справкой по истории самого храма. Эту литературу мы по возможности полно постарались учесть в указателе. Особенно сложной оказалась проблема буклетов. Как нам известно, ни одна библиотека не подбирает буклеты в свои фонды, ни один православный книжный магазин не продает их. Приобрести буклет можно только в самом храме. А между тем, красиво оформленный, с бережно подобранной минимальной текстовой информацией, он дает яркую и неповторимую картину современной жизни прихода, внешний и внутренний облик храма, немного истории. Все представленные в указателе буклеты — из личной коллекции составителя, который надеется, что когда-то они найдут свое место в отделе редких книг Исторической библиотеки. Но 6
Стр.6
многие храмы не имеют даже буклетов. Для примера в приложении мы приводим несколько фотографий возрожденных или вновь построенных храмов, о которых можно прочесть только в справочниках — и то не всегда — храмы строят быстрее, чем издают справочники. Н.М.Пашаева 7
Стр.7