Марина Львовна БУТОВСКАЯ Доктор исторических наук, профессор, зав. сектором кросс-культурной психологии и этологии человека Института этнологии и антропологии РАН, автор более 270 научных работ. <...> И. А. Морозов, М. Л. Бутовская, А. Е. Махов Я ОБНАЖЕНИЕ ЗЫКА КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМАНТИКИ ДРЕВНЕГО ЖЕСТА И. А. <...> 42 Высунутый язык как знак психоэмоциональных и физиологических состояний . <...> 76 Высунутый язык у божеств древнего мира . <...> 76 Высунутый язык у божеств древней индии, Тибета и Китая . <...> 86 Высунутый язык у божеств ацтеков и майя . <...> 94 Жест «высовывание языка» с точки зрения кросс-культурных различий . <...> . В работах по языку тела подробно рассматриваются вопросы культурной символики и этологической нагрузки ряда поведенческих универсалий, в частности ритуалов приветствия, прощания, демонстраций подчинения, правилам пространственного поведения (Бутовская, 2004; Борисова, Бутовская, 2004; Eibl-Eibesfeldt, 1989; и др.) <...> Однако данные последних лет из области приматологии 11 Введение показывают, что все эти свойства человека в зачаточной форме уже представлены у высших человекообразных обезьян (Линдблад, 1991; Butovskaya, 2000; Моррис, 2004b). <...> В этой связи показательна, например, демонстрация высунутого языка в качестве знака приветствия у тибетцев, а также существование этнои культурно-специфичных вариаций этого жеста как знака угрозы или желания, о чем и пойдет речь в данной книге. нескОлькО слОв О кинесике наука, изучающая язык тела, называется кинесикой. <...> В отечественных исследованиях (см., например: Крейдлин, 2001; Пронников, Ладанов, 2001) под кинесикой понимается как «наука о языке тела и его частей», так и «техника тела», т. е. совокупность жестов и способы их применения (Крейдлин, 2001, с. <...> В настоящее время достигнуто определенное согласие относительно универсальности мимических проявлений основных базовых эмоций (Eibl-Eibesfeldt, 1989; Ekman, 1982). <...> Она, по всей види20 Введение мости, связана с наличием врожденных разрешающих механизмов, реагирующих <...>
Обнажение_языка_(кросс-культурное_исследование_семантики_древнего_жеста).pdf
�. �. ���������
И. А. Морозов
М. Л. Бутовская
А. Е. Махов
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
СЕМАНТИКИ
ДРЕВНЕГО ЖЕСТА
ЯЗЫКИ СЛАВ ЯНС КОЙ КУЛЬТ УРЫ
МОС К ВА 2007
8
Стр.4
71.04
80
:
. . . . . , . . . . .
80
. ., . ., . .
(-
). — .:
, 2008. — 320 .: . — (Studia naturalia). (
. 112)
,
, -
.
71.04
,
( ). ,
, (,
«»)
, - -
.
-
« () ». ,
,
(
),
,
, « ».
, ISBN
978-5-9551-0254-2
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0254-2
© , 2008
© ,
-, 2008
Стр.5
Содержание
ВВедение ....................................................................................................7
От авторов .................................................................................................7
О задачах и целях данного исследования ..............................................8
несколько слов о кинесике ....................................................................13
Символика обнажения в разных культурах .........................................21
Функции языка как части тела в культуре ...........................................29
ЭТОЛОГиЯ и ПСиХОЛОГиЯ ..................................................................42
Высунутый язык как знак психоэмоциональных и
физиологических состояний .................................................................46
Сопутствующие жесты и мимика .........................................................55
Ритуализация поведения у человека и у животных ............................60
Высунутый язык у животных ................................................................68
иСТОРиЧеСКие КОРни: МиФОЛОГиЯ нАРОдОВ дРеВнОСТи .76
Высунутый язык у божеств древнего мира .........................................76
Высунутый язык у божеств древней индии, Тибета и Китая ...........86
Высунутый язык у божеств ацтеков и майя .........................................91
иСТОРиЧеСКие КОРни: ЭТнОГРАФиЧеСКие ФАКТЫ .................94
Жест «высовывание языка» с точки зрения кросс-культурных
различий ..................................................................................................94
Мифология, обрядовые практики и верования в традиционных
культурах .................................................................................................98
иСТОРиЧеСКие КОРни: еВРОПеЙСКОе СРеднеВеКОВЬе ......112
РУССКАЯ КУЛЬТУРА: ФОЛЬКЛОР, ЖиВОПиСЬ, ЛиТеРАТУРА ....147
ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: СОВРеМеннЫе УПОТРеБЛениЯ ..............178
Современные повседневные практики в разных культурах .............178
Высунутый язык у детей ......................................................................183
Высовывание языка у взрослых ..........................................................196
Гендерная специфика жеста «высовывание языка» ..........................206
Высунутый язык в современной массовой культуре ........................209
Стр.6
ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: СеМАнТиКА ....................................................241
Восприятие носителями культурной традиции:
экспериментальные данные ................................................................241
Сопутствующая семантика ..................................................................248
Способы трансформации смысла .......................................................255
Каналы трансляции ..............................................................................276
ВЫСУнУТЫЙ ЯЗЫК: неКОТОРЫе иТОГи .......................................283
Литература ..................................................................................................292
Стр.7