Министерство образования и науки Российской Федерации ______ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» Элиста 2013 1 Составитель д-р филол. наук Т.С. Есенова Общее языкознание: Методические указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / Калм. ун-т; Сост. <...> В настоящей разработке излагаются методические рекомендации по наиболее сложным темам курса. <...> Пушкина, 11 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Общее языкознание» включает три раздела: история языкознания, теория языка, методы лингвистического анализа. <...> Настоящая разработка составлена в помощь студентам-филологам при самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание» (раздел «Методы лингвистического анализа»). <...> В разработке приводятся основные понятия и приемы лингвистических методов, разработанных в разные периоды и используемых при анализе определенного яруса языка (сравнительно-исторического, метода глоттохронологии, логико-синтаксического, психолого-синтаксического, формальнограмматического, метода оппозиций, дистрибутивного, анализа по непосредственно составляющим, трансформационного). <...> Совокупность правил, последовательность использования лингвистических приемов составляют методику лингвистического анализа. <...> В истории языкознания изменение лингвистической теории всегда сопровождалось стремлением создать новый метод исследования. <...> Одним из наиболее разработанных методов языкознания является сравнительно-исторический метод. <...> Основоположниками сравнительно-исторического метода являются Франц Бопп, показавший общую систему формальных соотношений между индоевропейскими языками; Расмус- Кристиан Раск, обративший внимание на роль закономерных <...>
Общее_языкознание__методические_указания_для_самостоятельной_работы_студентов,_обучающихся_по_направлению_подготовки_«Филология».pdf
Составитель д-р филол. наук Т.С. Есенова
Общее языкознание: Методические указания для самостоятельной работы
студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / Калм.
ун-т; Сост. Т.С. Есенова. – Элиста, 2013. – 19 с.
В настоящей разработке излагаются методические рекомендации по наиболее
сложным темам курса. Данное пособие окажет помощь студентам при
самостоятельной работе по курсу «Общее языкознание».
Предназначено для студентов-филологов.
Утверждено учебно-методическим советом гуманитарного факультета
КалмГУ.
Рецензент д-р филол. наук С.М. Трофимова
Подписано в печать 24.09.13. Формат 60х84/16.
Печать офсетная. Бумага тип. № 1. Усл. п. л. 1,16.
Тираж 100 экз. Заказ 2229.
Издательство Калмыцкого университета.
358000 Элиста, ул. Пушкина, 11
2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Общее языкознание» включает три раздела: история языкознания,
теория языка, методы лингвистического анализа. Наибольшую трудность для
студентов представляет последний раздел. Настоящая разработка составлена в
помощь студентам-филологам при самостоятельной работе по курсу «Общее
языкознание» (раздел «Методы лингвистического анализа»).
В разработке приводятся основные понятия и приемы лингвистических
методов, разработанных в разные периоды и используемых при анализе определенного
яруса языка (сравнительно-исторического, метода глоттохронологии,
логико-синтаксического, психолого-синтаксического, формальнограмматического,
метода оппозиций, дистрибутивного, анализа по непосредственно
составляющим, трансформационного). К каждой теме приводятся
список литературы и вопросы для самопроверки.
§ 1. Приступая к изучению тем, связанных с лингвистическими методами,
студентам рекомендуется ознакомиться с понятием метода. Для получения
достоверных сведений о том или ином явлении языка необходимо правильно
пользоваться лингвистическими методами. Метод в переводе с греческого
значит путь исследования, получения конкретного научного знания. Применительно
к языку это приемы, с помощью которых мы познаем язык. Совокупность
таких способов составляет систему специальных методов. Совокупность
правил, последовательность использования лингвистических приемов
составляют методику лингвистического анализа.
§ 2. Методы и принципы лингвистического анализа разных аспектов языка
различны. Каждый из разделов языкознания имеет свой предмет изучения и
специальные приемы анализа – частные методы. В истории языкознания изменение
лингвистической теории всегда сопровождалось стремлением создать
новый метод исследования. В современной лингвистике выделяются несколько
общих научных методов, относящихся к разным периодам истории языкознания,
но продолжающихся использоваться и в наши дни. Одним из наиболее
разработанных методов языкознания является сравнительно-исторический метод.
§
3. Оформление сравнительно-исторического языкознания в качестве
самостоятельного направления относится к XIX в. Основоположниками сравнительно-исторического
метода являются Франц Бопп, показавший общую
систему формальных соотношений между индоевропейскими языками; Расмус-
Кристиан Раск, обративший внимание на роль закономерных соответствий
в грамматической системе родственных языков; А.Х. Востоков, использовавший
приемы компаративизма на материале славянских языков. Образцом
исторической грамматики одного языка является «Немецкая грамматика»
Якова Гримма, в которой история немецкого языка излагается в сравнении с
другими германскими языками.
В результате применения сравнительно-исторического метода можно установить
генеалогическую классификацию родственных языков. Сравнительно-исторический
метод – система приемов, используемых при изучении род3
Стр.3