МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА:
ПРИНЦИПЫ ОПИСАНИЯ И АНАЛИЗА
Учебно-методическое пособие для вузов
Составители:
Л.М. Кольцова,
Н.И. Натарова,
С.А. Чуриков
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2014
1
Стр.1
Содержание
Введение ..................................................................................................... 4
Фонетика .................................................................................................... 5
Фонология ................................................................................................ 22
Ударение. Типы ударений ..................................................................... 27
Слоги и слогоделение ............................................................................ 30
Интонационные типы и их классификация .................................... 32
Материалы для самостоятельной работы ........................................ 34
Хрестоматия ............................................................................................ 64
Глоссарий ................................................................................................ 123
3
Стр.3
перед глухим согласным не оглушаются. Для сравнения: коды — код
[к`оды — кот]; колы — кол [кал`ы — кол]; впадина [фп`ад'ьна] —
лампа [л`ампа].
Перед сонорными согласными не происходит озвончения шумных
глухих согласных: просьба [пр`оз'ба], слово [сл`ова]. Несмотря
на свою звучность и практически полное отсутствие шумового компонента,
сонорные звуки в русском языке не способны, в отличие от
гласных, формировать слог и нести на себе ударение, хотя в других
языках, например в чешском, такие согласные обладают этой способностью:
prst [p`rst].
По своим свойствам среди сонорных наиболее других приближается
к гласным звук [j] «йот».
Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой
является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются
не только с помощью шума, но и при некотором участии тона.
Участие — неучастие тона в производстве согласных звуков
определяет их разделение на глухие и звонкие. Если в образовании
согласного не участвуют голосовые связки (т.е. воздушная струя свободно
проходит через гортань и тона не возникает), то такой согласный
называется глухим.
Глухие звуки образуются без участия тона. Звуки [п], [т], [к], [ф],
[с], [х] и их мягкие пары — звуки, образованные с дополнительной
артикуляцией палатализации, но одинаковые по всем остальным параметрам,
— [п'], [т'], [к'], [ф'], [с'], [х'], а также звуки [ш], [ш'], [ц], [ч']
называются глухими согласными, так как произносятся без участия
голоса (тона).
Если воздух встречает препятствие в виде голосовых связок сначала
в гортани (возникает тон), а затем и в полости рта (возникает
шум), то образуется звук, который называется звонким согласным.
Звуки [б], [д], [г], [в], [з] и их мягкие пары — звуки, образованные
с дополнительной артикуляцией палатализации, но одинаковые
по всем остальным параметрам, — [б'], [д'], [г'], [в'], [з'], а также звуки
[ж], [ж'] являются звонкими, так как при их производстве голосовые
связки начинают вибрировать и образуется голос (тон).
Не все русские согласные образуют пары по глухости — звонкости.
Звуки [х], [х'], [ц] и [ч'] не имеют звонкой пары.
6
Стр.6
Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого
голосом. В современном русском языке к ним относятся [б], [б'], [в],
[в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [ ж'].
Шумные глухие образуются с помощью шума без участия голоса.
При произнесении их голосовые связки не напряжены и не колеблются.
В современном русском языке к ним относятся 16 звуков: [к], [к'],
[п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [ ш'].
Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются
по глухости — звонкости: [б] — [п], [б'] — [п'], [в] — [ф],
[в'] — [ф'], [д] — [т], [д'] — [т'], [з] — [с], [з'] — [с'], [ж] — [ш], [г] — [к],
[г'] — [к']; не имеют парных звонких глухие согласные [ ш' ], [ц], [х],
[х'], [ч'].
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИКИ
Артикуляция включает в себя три этапа:
экскурсия — это начальный момент, когда органы речи готовятся
к произнесению;
выдержка — это момент произнесения звука, его звучания;
рекурсия — заключительный момент, когда органы речи завершают
произнесение.
С артикуляционной точки зрения гласные — это звуки речи, при
образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий
в полости рта. При произнесении гласных форма и объем полости
рта могут изменяться. Эти изменения зависят от участия или неучастия
губ и движения языка по вертикали (степень подъема спинки
языка) и горизонтали (место подъема спинки языка).
По участию губ все гласные звуки делятся на две группы: гласные
огубленные, или лабиализованные (от лат. labium — губа) — [о], [у];
гласные неогубленные, или нелабиализованные, — [и], [э], [ы], [а].
При образовании звуков [о], [у] губы округляются и вытягиваются
вперед. В образовании же звуков [а], [э], [и], [ы] губы активного
участия не принимают. Звук [о] отличается от [у] меньшей
степенью вытягивания и округления губ. Это можно легко заметить
по мышечным ощущениям, произнося подряд, например,
звуки [а] — [о] — [у].
7
Стр.7
По степени подъема спинки языка различают гласные верхнего, среднего
и нижнего подъема. При образовании гласных верхнего подъема, к
которым относятся звуки [и], [ы], [у], язык поднят в наибольшей степени.
Образование гласного нижнего подъема, каким в русском языке
является звук [а], характеризуется минимальным подъемом языка.
Гласные среднего подъема, в состав которых входят звуки [э],
[о], по степени подъема языка занимают промежуточное положение
между гласными верхнего и нижнего подъема.
Разную степень подъема языка нетрудно заменить, произнося
подряд, например, звуки [у]— [о] — [а].
По месту подъема спинки языка различают гласные переднего,
среднего и заднего ряда.
При образовании гласных переднего ряда, к которым относятся
звуки [и], [э], передняя часть спинки языка движется к твердому нёбу.
Образование гласных заднего ряда — это звуки [у], [о] — происходит
при движении задней части спинки языка к мягкому нёбу.
Гласные среднего ряда [ы], [а] по месту подъема языка занимают
промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда.
Чтобы убедиться в том, что при образовании гласных переднего,
среднего и заднего ряда язык артикулирует разными частями, можно
произнести подряд, например, звуки [и] — [ы] — [у].
Итак, в зависимости от артикуляции в русском языке отчетливо
воспринимаются на слух шесть различных звуков: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Согласные — это звуки речи, которые образуются в полости рта,
где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.
По артикуляционным признакам исходными являются способ
образования и место образования.
I. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают
участие в произнесении, согласные звуки делятся на губные
и язычные.
1. Губные, при которых преграда образуется при помощи губ или
нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные
([б], [п], [м], [б'], [п'], [м'] и губно-зубные [в], [в'], [ф], [ф'].
При образовании губных звуков активным органом является
нижняя губа, а пассивным — или верхняя губа (губно-губные звуки),
или верхние зубы (губно-зубные звуки).
8
Стр.8