Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
__________________________________________________________________
Л.Н. ГАРУСОВА
РОССИЯ И США:
ТИХООКЕАНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
(1991–2003 гг.)
Монография
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2005
Стр.1
ББК 65.9
Г 20
Рецензенты:
Ларин В.Л., д-р ист. наук, Институт истории ДВО РАН;
Шинковский М.Ю., д-р полит. наук, Институт международных отношений ВГУЭС
Гарусова Л.Н.
Г 20
РОССИЯ И США: ТИХООКЕАНСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
(1991–2003 гг.): Монография. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 272 с.
ISBN 5–9736–0001–7
В монографии исследуется взаимодействие российского Дальнего Востока и США на рубеже ХХ и
ХХI веков в контексте тихоокеанских интересов двух стран и российско-американских межгосударственных
отношений в целом. Автор анализирует место и роль Соединенных Штатов в современной истории
Дальнего Востока через систему региональных экономических, политических, военно-технических и гуманитарных
связей России и Америки.
Работа рассчитана на историков, политологов, регионоведов, специалистов в области международных
отношений, преподавателей вузов и студентов, а также всех тех, кто интересуется историей Дальнего Востока
и проблемами международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ББК 65.9
Печатается по решению РИСО ВГУЭС
ISBN 5–9736–0001–7
© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2005
© Гарусова Л.Н., 2005
Стр.2
Моей семье с благодарностью
за терпение и понимание
ВВЕДЕНИЕ
Опыт российско-американских связей на Дальнем Востоке насчитывает более чем 200-летнюю историю.
С конца ХVIII в. в бассейне Тихого океана, в результате соприкосновения двух встречных трансконтинентальных
потоков русских и американцев, начался процесс превращения их отдельных эпизодических контактов в
довольно стабильные и многосторонние отношения, сохранившиеся в том или ином виде до настоящего времени.
Парадоксально, что при этом тихоокеанское взаимодействие двух стран до последнего времени не воспринималось
в качестве значимого явления ни правительствами, ни исследователями.
Тихоокеанские инициативы М.С. Горбачева1 впервые за многие десятилетия обозначили не только военно-политические,
но и экономические интересы Москвы в Пасифике, реализация которых была невозможна вне
сотрудничества с ведущей тихоокеанской державой – Соединенными Штатами Америки. С этого времени расширение
экономического и политического присутствия СССР/России в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(АТР) стало провозглашаться одним из приоритетов российской внешней политики. Однако опыт 90-х гг.
ХХ века свидетельствует, что подобные намерения, как и географическая принадлежность России (российского
Дальнего Востока) к Тихоокеанскому ареалу, еще не означают ее органичного включения в его интеграционные
(экономические и институциональные) процессы. Осознание этого факта, равно как и объективная заинтересованность
России в сохранении стабильности и безопасности в АТР, нашло отражение в обновленной Концепции
внешней политики Российской Федерации (2000 г.) и ряде программных заявлений главы государства. По
словам президента В.В. Путина, “пришло время нам вместе со странами, входящими в Азиатско-Тихоокеанский
регион, переходить от слов к делу – наращивать экономические, политические и другие связи”2. При этом
“полновесное участие” России и ее Дальнего Востока в жизни АТР невозможно без конструктивных взаимоотношений
с Соединенными Штатами, опыт регионального взаимодействия с которыми насчитывает более чем
двухсотлетнюю историю.
Важнейшим, но не главным, направлением российско-американских отношений на российском Дальнем
Востоке (РДВ) с конца ХVIII в. были региональные политические контакты. Их осуществление и развитие в
разные исторические периоды, за исключением небольших отрезков времени, укладывалось в общую закономерность
вторичности и производности от политики “центра”. Поскольку Дальний Восток практически всегда
выступал в качестве составной части российского/советского государства, то никогда (за исключением периода
гражданской войны) он не являлся самостоятельным субъектом внешнеполитических отношений ни с США, ни
с какой-либо другой страной Тихоокеанского региона. Тихоокеанское направление политики России, в отличие
от США, имело всегда второстепенное значение по сравнению с ее европейскими и “континентальными” приоритетами.
Соединенные Штаты, наоборот, стабильно проявляли концентрированный интерес к Тихоокеанскому
региону. Если для России ее Дальний Восток имел, прежде всего, политическое значение с точки зрения
интересов национальной безопасности (“форпост” на Тихом океане), то “политическому освоению” Тихоокеанского
бассейна и Северо-Восточной Азии Соединенными Штатами, как правило, предшествовала экономическая
деятельность американского бизнеса. Дальний Восток России занимал в разные исторические периоды
более или менее заметное, но практически никогда – приоритетное место в тихоокеанской политике и экономических
интересах США, несмотря на то, что в некоторых случаях взаимоотношения двух стран становились
определяющими не только для Азиатско-Тихоокеанского региона, но и для всего мира.
Региональность в политических отношениях РДВ и США в “досоветский” период имела, прежде всего,
территориально-локальный смысл, как место осуществления контактов официальных должностных лиц двух
стран. Региональные политические связи чаще всего ограничивались административным аспектом, реализуясь
в форме встреч представителей дальневосточных властей с американскими коллегами, а также военно-политическими
и военно-техническими мероприятиями, например визитами кораблей тихоокеанских эскадр и т.п. В
большинстве случаев это были эпизодические, единичные контакты в отличие от более стабильных и продолжительных
политико-дипломатических связей, осуществлявшихся через консульские представительства (коммерческие
агентства) обеих стран на тихоокеанском побережье.
Подобная ситуация, правда, в еще более ограниченном и урезанном виде, сохранилась в советское время
за исключением периодов обострения “холодной войны”.
Исключением в проявлениях региональной политической самостоятельности стало время гражданской
войны и интервенции на Дальнем Востоке. Впервые за многие десятилетия Соединенные Штаты получили возможность
реализации своего активного политического присутствия в регионе вплоть до вооруженного вмешательства
в социально-политическую жизнь России в форме военной интервенции. При этом многочисленные
дальневосточные правительства в большинстве своем весьма благосклонно воспринимали идею экономического,
политического и гуманитарного сотрудничества с США (а некоторые одобряли и интервенцию) и старались
заручиться поддержкой и признанием этой страны.
1 Выступления М.С. Горбачева во Владивостоке (1986 г.) и Красноярске (1988 г.).
2 Путин В.В. Россия: новые восточные перспективы // Дипломатический вестник. МИД РФ. 2000. № 12. С. 9.
3
Стр.3
Отчасти схожая ситуация повторились в 90-е гг. ХХ в. Правда, в отличие от периода гражданской войны
Дальний Восток не обрел политической независимости от центра. Однако усиление процессов регионализации,
охвативших Россию в перестроечный и постперестроечный периоды, позволило местным дальневосточным
элитам расширить административные контакты с американскими должностными лицами преимущественно
Тихоокеанского побережья.
1990-е гг. четко определили место современного РДВ в структуре американских интересов на Тихом
океане. Политика США в отношении РДВ складывалась как часть общей программы содействия американского
правительства развитию демократии и рыночной экономики в России. Поэтому Соединенные Штаты проявили
заинтересованность в том, чтобы на Дальнем Востоке, являющемся ближайшим соседом их штатов Западного
побережья, сложились демократические политические отношения и рыночная экономика, поскольку в таком
виде он не угрожает интересам американской безопасности.
Доминирующими среди российско-американских региональных отношений на протяжении двух веков
были экономические, осуществлявшиеся в различных формах. Они не были лишены конфликтности, однако во
многих случаях являлись весьма полезными, служа развитию экономики региона. В дореволюционный период,
в условиях оторванности Дальнего Востока от промышленных и торговых центров России, коммерческоснабженческая
деятельность граждан США была весьма желательна и выгодна для обеих сторон. К сожалению,
отсутствие продуманной, конструктивной или хотя бы четко определенной экономической политики царского
правительства в отношении к иностранцам на Дальнем Востоке препятствовало извлечению максимальной
пользы из экономических контактов с американцами. Более того, такая ситуация зачастую провоцировала хищническую
нелегальную деятельность последних в ряде промыслов – морском зверобойном, горном, отчасти в
торговле и т.д.
В отношении американцев, действовавших на Дальнем Востоке на протяжении всего ХIХ в., российская
официальная политика определялась признанием полезности делового сотрудничества с ними, с одной стороны,
а с другой – стремлением ограничить чрезмерную напористость янки и ограничить их присутствие в регионе.
При этом отсутствие взвешенных и эффективных регулятивных мер в отношении экономической деятельности
иностранцев почти полностью нейтрализировало запретительные меры местных и центральных властей.
На протяжении всего ХIХ и первых десятилетий ХХ вв. постоянно расширялся ареал “делового обитания”
граждан США на Дальнем Востоке за счет их проникновения в новые, обживаемые россиянами районы,
первоначально прибрежные, а затем и глубинно-материковые, вплоть до Сибири и Маньчжурии. Также постепенно
осуществлялся процесс замены деятельности мелких и средних предпринимателей, зачастую авантюристического
толка, активностью крупного американского бизнеса, что стало весьма заметно в первые десятилетия
ХХ в. Особенностью региональных российско-американских экономических связей также можно считать
тот факт, что деловые контакты Дальнего Востока России осуществлялись преимущественно со штатами Западного
побережья США. В дореволюционный период пик “тихоокеанских” коммерческих отношений пришелся
на первую мировую войну. Мощный всплеск военно-экономического сотрудничества двух стран, осуществляемого
через Дальний Восток в этот период, помог сохранению их экономических связей в последующее
время гражданской войны и интервенции.
В 1918–1922 гг. в связи с децентрализацией и регионализацией социально-политических и экономических
отношений в России появились объективные возможности для усиления самостоятельных деловых и политических
отношений РДВ и США. Однако политическая и экономическая нестабильность региона, высокая
степень риска для иностранного капитала объективно воспрепятствовали развитию широкомасштабных бизнесконтактов
сторон.
Советский период в истории Дальнего Востока связан с постепенным, но неуклонным подчинением его
внешнеэкономических, в том числе и с Америкой, отношений централизованному контролю государства. Только
в конце 80-х гг. ХХ в. в связи с начавшейся перестройкой и попытками демократизации советского общества
открылись “ниши” для более свободного экономического сотрудничества Дальневосточного региона со странами
Тихого океана. Однако довольно скоро первоначальный энтузиазм и ожидание выгодного совместного
бизнеса обернулись для иностранцев, в том числе и американцев, растерянностью, разочарованием и свертыванием
своего делового присутствия в регионе.
Третьим направлением российско-американских региональных связей являются культурно-гуманитарные
контакты. Культурные взаимоотношения РДВ и США на протяжении своей довольно длительной истории
не носили, в большинстве случаев, самостоятельного характера и зачастую лишь сопровождали экономическое
и политическое присутствие американцев в регионе. Чаще всего культурные контакты не были целенаправленным
действием. Деятельность граждан США на Дальнем Востоке означала для дальневосточников знакомство
с американским образом жизни, ценностями и представлениями. Разумеется, что этот процесс был взаимным. В
отдельных субрегионах РДВ, как, например, на Чукотке в ХIХ – начале ХХ вв., будучи почти единственными
представителями западного, “цивилизованного” мира, американцы неизбежно становились пропагандистами
новых образцов культуры, носителями социокультурного процесса “американизации” дальневосточных окраин.
В целом доброжелательный интерес россиян к Америке и американцам, и наоборот, являлся характерной
чертой российско-американских отношений на Дальнем Востоке в различные исторические периоды, за некоторым
исключением, может быть, времен “холодной войны”. Любопытно, что при этом симпатии и дружеские
чувства практически не подкреплялись какими-либо целенаправленными и организованными акциями с обеих
4
Стр.4
сторон. Таковые если и имели место в дореволюционное и советское время, то носили единичный, “точечный”
характер.
Широкомасштабное и стабильное региональное культурное сотрудничество российского Дальнего Востока
и США так и не сложилось фактически до конца ХХ в. Лишь в 1990-е гг., впервые за многие десятилетия,
между РДВ и США начался действительно активный и плодотворный обмен в образовательной, культурнонаучной,
эколого-просветительской и т.д. сферах, содействуя разрушению иллюзий и стереотипов, а также способствуя
формированию реалистичных представлений друг о друге.
Исторический опыт свидетельствует, что ни один вид российско-американских контактов на Дальнем
Востоке не оказался свободным от трудностей, недоразумений, противоречий и конфликтов. Однако все они
вполне поддавались и поддаются рациональному контролю и регулированию, что открывает возможности для
продолжения (а в некоторых случаях и восстановления) взаимополезного сотрудничества.
В общем контексте 200-летней истории региональных связей России и США на Дальнем Востоке наименее
изученным, в силу понятных причин, является их современное состояние. При этом 90-е гг. ХХ века стали
временем “концентрированного”, интенсивного и разнообразного российско-американского регионального
взаимодействия, особенно по сравнению с предшествующим советским периодом отечественной истории. Эта
тенденция в целом продолжилась и в XXI веке.
Поскольку в последние десятилетия ХХ в. Россия и ее Дальний Восток в большей степени, чем раньше,
стали связывать свое будущее с Азиатско-Тихоокеанским регионом, уже доказавшим свою экономическую
значимость и политическую перспективность, то особую актуальность приобрела проблема их взаимоотношений
с ведущей тихоокеанской и мировой державой – Соединенными Штатами Америки. Глобальные геополитические
трансформации 80–90-х гг. XX века, изменившие статус России, потребовали определения ее нового и
конструктивного места в современном мире. Оно будет во многом зависеть от взаимоотношений с США, в том
числе и на региональном уровне – через РДВ в Тихоокеанском ареале, так как достаточно очевидным стало
усиление на рубеже веков тенденции “к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом
доминировании США”1. В свою очередь, Соединенные Штаты объективно заинтересованы в поддержании конструктивных
отношений с Россией в АТР с целью сохранения региональной стабильности и уже сложившейся
там системы безопасности.
Анализ взаимодействия двух стран на Дальнем Востоке на рубеже XX и XXI вв. позволяет не только
спрогнозировать некоторые тенденции развития самого РДВ, но и в определенной мере его перспективы в АТР.
Поскольку РДВ является составной частью Российской Федерации, то опыт его взаимодействия с тихоокеанскими
соседями позволяет определить реальные возможности России в Азиатско-Тихоокеанском ареале.
Дальний Восток видит в сотрудничестве с соседними странами одно из условий решения своих социально-экономических
проблем. Поэтому анализ опыта его взаимоотношений с США позволит реально оценить
перспективы подобных ожиданий.
Ресурсно-сырьевой потенциал российского Дальнего Востока и инвестиционно-технологические возможности
США (в том числе их Западного побережья) предопределили в 1990-е гг. взаимный деловой интерес
сторон друг к другу, не исчерпанный и в настоящее время.
Наличие ядерных потенциалов в тихоокеанских регионах обеих стран в условиях их непосредственного
территориального соседства детерминирует заинтересованность США и России в обеспечении национальной и
региональной безопасности и стабильности.
Наличие факторов, благоприятствовавших развитию связей двух стран в 1990-е гг. и в первые годы
XXI века, не исключает трудностей в их взаимоотношениях на региональном уровне. Поэтому изучение данной
проблемы поможет предусмотреть и нейтрализовать подобные негативные явления в будущем.
Учет опыта взаимоотношений РДВ и США позволит россиянам и американцам избавиться от взаимного
непонимания, завышенных ожиданий и иллюзий. В частности, российской стороне будет небесполезно узнать,
что трудности осуществления “цивилизованного” бизнеса на Дальнем Востоке надолго отвратили от него многих
реальных и потенциальных деловых партнеров из США. Все это, возможно, поможет сторонам выстроить
новые, более конструктивные и прагматичные отношения в будущем.
Целью данной работы является комплексное исследование политических, экономических и гуманитарных
взаимоотношений РДВ и США на рубеже веков как в контексте их зависимости от межправительственных
связей и тихоокеанских интересов двух стран, так и в качестве относительно самостоятельного явления, а также
определение места Соединенных Штатов в системе международных отношений Дальневосточного региона.
Достижение поставленной цели будет способствовать лучшему пониманию возможностей России в новой системе
миропорядка, равно как и перспектив российского Дальнего Востока в АТР.
Хронологические рамки данной работы ограничены преимущественно 90-ми годами ХХ века и первыми
годами ХХI века (1991–2003 гг.) как временем новых, разнообразных и наиболее интенсивных (по сравнению с
прошлым периодом) региональных связей России и США на Дальнм Востоке. Политика советского государства,
направленная на фактическую изоляцию своих “пограничных территорий” от внешнего влияния, предопределила
почти полное отсутствие каких-либо региональных (тем более вне контроля Москвы) контактов Дальнего
Востока и Соединенных Штатов в предшествующий период. Однако данный подход отнюдь не исключает
1 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. МИД РФ. 2000. № 8. С. 5.
5
Стр.5
возможность расширения хронологических рамок исследования по конкретным вопросам, позволяющим проследить
динамику российско-американских региональных и межгосударственных отношений, а также изменение
позиций и интересов обеих стран на Тихом океане в 1940–80-е гг. Например, особенности современной
тихоокеанской политики России, равно как и ее статус в АТР, можно понять только в общем контексте советско/российско-американского
взаимодействия на протяжении последних десятилетий ХХ века и первых лет
нового столетия. Анализ советско-американских межгосударственных отношений в период “холодной войны”
и биполярного мироустройства позволяет выявить принципиальные изменения во взаимодействии постсоветской
России и Америки, в том числе и на уровне его региональной (российский Дальний Восток – Западное
побережье США) подсистемы.
Территориальные границы исследования включают территорию современного российского Дальнего
Востока: Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Сахалинскую, Магаданскую и Камчатскую области,
Республику Саха (Якутия), Еврейскую автономную область, Чукотский и Корякский автономные округа, поскольку
все эти субрегионы РДВ в той или иной степени участвуют в экономических, административнополитических,
гуманитарных и т.д. взаимоотношениях с США.
Данное исследование не претендует на единственно правильную трактовку российско-американских отношений
на Дальнем Востоке и приглашает к дискуссии по этой актуальной проблеме.
Автор благодарит всех, кто поддержал его в осуществлении столь крупномасштабного исследовательского
проекта, а также коллектив издательства ВГУЭС, подготовивший монографию к публикации.
Свою особую благодарность автор выражает С.Ю. Заворотной за квалифицированную работу по подготовке
рукописи к изданию.
6
Стр.6