Министерство образования Российской Федерации Казанский государственный технологический университет Н.Ш.Валеева, И.Н.Пугин ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов факультетов социальных специальностей Казань 2002 УДК 008.001.14 Организационное поведение: Учеб. <...> ISBN Рассмотрены структура и функции управления, роль человеческого фактора в повышении эффективности деятельности организации, основные теории личности и их роль в деятельности менеджера, психологические особенности труда руководителя и протекания психических процессов и состояний у него. <...> Дан психологический анализ функций руководителя, изложены требования к личностным качествам руководителя, психологические основы взаимоотношений в коллективе, закономерности поведения индивида и группы в целом, пути мотивации менеджером собственной трудовой деятельности и деятельности подчиненных, критерии эффективности труда руководителя. <...> Рыночная экономика, основная на конкуренции, свободе производителей, а не на иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра требует больше менеджеров, чем прежняя система. <...> Авторы учебного пособия исходят из того, что при изучении курса «Организационное поведение» студенты будут опираться на знания общей психологии, психологии общения, педагогики. <...> Оно употребляется в трех смыслах: • внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленного его строением; • совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; • объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. <...> Поведение – взаимодействие живых существ с окружающей средой <...>
Организационное_поведение.pdf
УДК 008.001.14
Организационное поведение: Учеб. Пособие/Н.Ш.Валеева, И.Н.Пугин,
Казан.гос.технол.ун-т. Казань, 2002. 100 с. ISBN
Рассмотрены структура и функции управления, роль человеческого фактора в
повышении эффективности деятельности организации, основные теории личности и их
роль в деятельности менеджера, психологические особенности труда руководителя и
протекания психических процессов и состояний у него. Дан психологический анализ
функций руководителя, изложены требования к личностным качествам руководителя,
психологические основы взаимоотношений в коллективе, закономерности поведения
индивида и группы в целом, пути мотивации менеджером собственной трудовой
деятельности и деятельности подчиненных, критерии эффективности труда руководителя.
Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» высших
учебных заведений всех форм обучения, а также может быть полезно и широкому кругу
читателей.
Подготовлено на кафедре социальной педагогики и психологии.
Печатается по решению Ученого совета социально-экономического факультета
Казанского государственного технологического университета.
Рецензенты д. психол.наук, проф. О.А. Прохоров
д психол.наук, проф. А.И.Фукин
Казанский государственный
технологический университет, 2002
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….….. 3
Организационное поведение и управление ……………………………………..……. 4
Роль человека в организации и управлении ………………………………………….. 9
Теории личности и поведения ……………………………………………………….. 11
Функциональный и психологический анализ функций руководителя ……………. 17
Руководитель и группа …………………………………………………..…………… 28
Коллектив и стадии его развития …………………………………………...……….. 30
Личность в группе …………………………………………………………………….. 30
Взаимоотношения и морально-психологический климат в коллективе ……..…… 34
Управление группами ………………………………………………………...………. 37
Две модели управления ………………………………………………………………. 41
Авторитет, лидерство и руководство в группе ………………………………...…… 43
Авторитет руководителя ………………………………………………. 43
Руководство и лидерство в группе ……………………………………. 45
Стили руководства (управления) ………………………………......….. 47
Мотивы поведения и деятельности ……………………………………………….…. 50
Развитие руководителем мотивов у подчиненных …………………………...…….. 52
Развитие руководителем собственных мотивов ……………………………...…….. 56
Искусство переговоров ………………………………………………………………. 59
Психологические особенности деловых совещаний и оценки деловых качеств
подчиненных ……………………………………………………………………….…. 92
Реагирование на конфликтные отношения ………………………...…. 94
Критерии эффективности деятельности руководителя ……………………………. 96
Библиографический список ………...………………………………………..………. 99
Редактор Л.Г.Шевчук
Корректор Ю.Е.Стрыхарь
Подписано в печать
Бумага писчая
6,25 уч.-изд.л
Печать офсетная
Тираж 500 экз.
Формат 60х84 1/16
усл.печ.л.
«С»
Заказ
Издательство Казанского государственного технологического университета
Офсетная лаборатория Казанского государственного
технологического университета
420015, Казань, К.Маркса, 68
100
Стр.100