Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИОЗЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (220,00 руб.)

0   0
АвторыДагбаев Эрдэм Данзанович, Фомицкая Галина Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц98
ID292286
АннотацияВ сборнике представлены научно-теоретические и учебно-методические статьи, отражающие творческие поиски ученых-педагогов и лучших учителей, занимающихся воспитанием в подрастающем поколении чувства ответственности за судьбу родной природы и мира в целом. Книга адресована специалистам в области экологического образования, ученым, руководителям школ, учителям-практикам.
ISBN978-5-9793-0686-5
УДК373.5.033
ББК74.200.528
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИОЗЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ : материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) / ред.: Э.Д. Дагбаев [и др.] .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2014 .— 98 с. — ISBN 978-5-9793-0686-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/292286 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “ГРАНЬ”» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИОЗЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) Улан-Удэ 2014 1 УДК 37: 574 ББК 74.200.528 Э 40 Рецензенты Г.Н. <...> Фомицкая, доктор педагогических наук, доцент И.А. Маланов, доктор педагогических наук, профессор Э.П. Нархинова, кандидат филологических наук, доцент Книга издана при финансовой поддержке Программы развития ООН (ПРООН, г. Москва) и компании Кока-Кола, проекта ГЭФ / ЮНОПС (г. Улан-Удэ) Э 40 Экологическое образование на приозерных территориях: практический опыт и инновационные технологии: материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) / под ред. <...> ISBN 978-5-9793-0686-5 В сборнике представлены научно-теоретические и учебнометодические статьи, отражающие творческие поиски ученыхпедагогов и лучших учителей, занимающихся воспитанием в подрастающем поколении чувства ответственности за судьбу родной природы и мира в целом. <...> В этой связи экологическое образование может внести важную лепту в решение экологических и социальных проблем приозерных территорий. <...> На этот семинар Байкальский информационный центр «Грань», имеющий пятнадцатилетний опыт реализации международных эколого-образовательных проектов, собрал педагогов и давних партнеров не только Байкальского региона, но и других регионов из России, а также коллег из Германии, Китая, Кореи, Монголии, Турции. <...> Одним из эффективных путей является привитие интереса к краеведению, и эти задачи в полной мере можно решать в рамках учебнометодического комплекта «Байкальский сундучок» на русском и английском языках. <...> Дагбаева Нина Жамсуевна директор Байкальского информационного центра «Грань», доктор педагогических наук, профессор Бурятского госуниверситета 4 I. <...> С этой <...>
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ_ОБРАЗОВАНИЕ_НА_ПРИОЗЕРНЫХ_ТЕРРИТОРИЯХ_ПРАКТИЧЕСКИЙ_ОПЫТ_И_ИННОВАЦИОННЫЕ_ТЕХНОЛОГИИ.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР “ГРАНЬ”» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИОЗЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) Улан-Удэ 2014 1
Стр.1
УДК 37: 574 ББК 74.200.528 Э 40 Рецензенты Г.Н. Фомицкая, доктор педагогических наук, доцент И.А. Маланов, доктор педагогических наук, профессор Э.П. Нархинова, кандидат филологических наук, доцент Книга издана при финансовой поддержке Программы развития ООН (ПРООН, г. Москва) и компании Кока-Кола, проекта ГЭФ / ЮНОПС (г. Улан-Удэ) Э 40 Экологическое образование на приозерных территориях: практический опыт и инновационные технологии: материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) / под ред. Э.Д. Дагбаева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014. – 98 с.: ил. ISBN 978-5-9793-0686-5 В сборнике представлены научно-теоретические и учебнометодические статьи, отражающие творческие поиски ученыхпедагогов и лучших учителей, занимающихся воспитанием в подрастающем поколении чувства ответственности за судьбу родной природы и мира в целом. Книга адресована специалистам в области экологического образования, ученым, руководителям школ, учителям-практикам. Environmental Education in Lake Areas: Practical Experience and Innovation Technologies: International Workshop articles (Ulan-Ude, 25-31 July 2014) / еd. by E.D. Dagbaev. – Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2014. – 98 p. ISBN 978-5-9793-0686-5 The book presents theoretical and methodological articles reflecting creative surveys of teachers-researchers and best teachers involved in cultivating in the growing generation the sense of responsibility for the future of the local nature and world on the whole. The collection of articles is intended for experts in the sphere of environmental education, scientists, school administration and practicing teachers. УДК 37: 574 ББК 74.200.528 ISBN 978-5-9793-0686-5 © Бурятский госуниверситет, 2014 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Двадцать первый век называют веком пресной воды. В этой связи экологическое образование может внести важную лепту в решение экологических и социальных проблем приозерных территорий. На международный семинар, состоявшийся в июле 2014 г., собрались представители государственных и общественных организаций, музеев и библиотек, заповедников и экоцентров и школьные учителя, которые обсудили возможности экологического образования по сохранению пресных озер. Состоялся заинтересованный обмен опытом, проведены обучающие тренинги и апробированы практико-ориентированные технологии. На этот семинар Байкальский информационный центр «Грань», имеющий пятнадцатилетний опыт реализации международных эколого-образовательных проектов, собрал педагогов и давних партнеров не только Байкальского региона, но и других регионов из России, а также коллег из Германии, Китая, Кореи, Монголии, Турции. Это позволяет сопоставить практический опыт отечественных и зарубежных педагогов и экологов в области экологического образования. В сборнике представлены материалы, которые отражают интерактивные технологии для сохранения биологического и культурного разнообразия приозерных территорий. Пришло время уделить пристальное внимание патриотизму молодого поколения, любви к своей родине, гражданственности. Одним из эффективных путей является привитие интереса к краеведению, и эти задачи в полной мере можно решать в рамках учебнометодического комплекта «Байкальский сундучок» на русском и английском языках. Определенная часть материалов посвящена первым шагам по реализации в учебном процессе общеобразова3
Стр.3
тельных школ «Байкальского сундучка», одного из самых значимых образовательных проектов «Грани» за последний год. Учителя иностранных языков участвовали в мастер-классах по разработке содержания, форм и методов воспитательных и учебных занятий, интеграции английского языка с другими школьными предметами. Практический опыт ведущих школ республики, а также мировой опыт будет полезен не только школьным учителям, но и всем, кто занимается проблемами экологии и образования. Дагбаева Нина Жамсуевна директор Байкальского информационного центра «Грань», доктор педагогических наук, профессор Бурятского госуниверситета 4
Стр.4
Наши авторы Актамов Иннокентий Галималаевич, заместитель директора Восточного института Бурятского госуниверситета, кандидат педагогических наук, доцент Арсаланова Римма Эрдынеевна, учитель английского языка МОУ «Гильбиринская СОШ» Иволгинского района Республики Бурятия Бабиков Владимир Александрович, доцент кафедры профессионального обучения и математики Педагогического института Бурятского госуниверситета, кандидат географических наук Бадмаева Эржена Батожаповна, главный специалист Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Батожапова Рената Сергеевна, научный сотрудник, заведующая естественнонаучным центром Национального музея Республики Бурятия Вон Сик Чой, профессор Чунгамского национального университета Республики Корея Габагуева Елена Павловна, учитель английского языка МОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1» Заиграевского района Республики Бурятия Ганцэцэг С., учитель географии общеобразовательной школы Баганурского района г. Улан-Батор, Монголия Гаттенлёнер Удо, исполнительный директор Глобального фонда природы, Германия, г. Радольфцель Дагбаев Эрдэм Данзанович, профессор Бурятского госуниверситета, доктор социологических наук Дагбаева Нина Жамсуевна, профессор Бурятского госуниверситета, доктор педагогических наук, директор Педагогического института, директор РОО «Байкальский информационный центр “Грань”» Дилан Байиндир, педагог-консультант пособия “Black Sea Box”, Турция Долгорова Баирма Александровна, заведующая сектором хранения естественной научной коллекции Музея природы Национального музея Республики Бурятия Ду Йонг Чо, профессор Чунгамского национального университета Республики Корея Жапова Тамара Цыреторовна, директор МОУ «Сужинская средняя школа» Иволгинского района Республики Бурятия Жаркова Наталья Николаевна, учитель французского языка МАОУ «Гимназия № 14», г.Улан-Удэ Зуенко Елена Викторовна, учитель географии МОУ «Туркинская средняя школа» Прибайкальского района Республики Бурятия 95
Стр.95
Ки Су Ким, профессор Чунгамского национального университета Республики Корея Кушнарева Анжелика Павловна, заместитель директора Музыкальногуманитарного лицея им. Д. Аюшеева, кандидат педагогических наук, г. Улан-Удэ Мальц Елена Владимировна, директор Центра развития образования, г. Сочи Матхонова Софья Пурбуевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» Баргузинского района Республики Бурятия Новокщенова Мария Александровна, учитель начальных классов Музыкально-гуманитарного лицея им. Д. Аюшеева, г. Улан-Удэ Пантеева Елена Янчиповна, преподаватель кафедры перевода и межкультурной коммуникации Бурятского государственного университета, кандидат педагогических наук Поляков Александр Федорович, доцент кафедры культурологии и социокультурной антропологии Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, доктор культурологии Полякова Ольга Николаевна, заведующая дирижерско-хоровым отделением колледжа искусств им. П.И. Чайковского, кандидат искусствоведения, доцент Пурэвдаш Л., учитель биологии школы № 31 г. Улан-Батор, заслуженный учитель Монголии Сандабкина Туяна Баировна, учитель музыки МАОУ «Гимназия № 14», г.Улан-Удэ, кандидат педагогических наук Сукнев Андрей Яковлевич, член Общественной палаты Российской Федерации, директор общественной организации «Большая Байкальская тропа» Тивикова Татьяна Алексеевна, руководитель муниципальной общественной экологической организации «Турка» Тимофеева Галина Николаевна, учитель немецкого языка высшей категории МАОУ «Гимназия № 14», г. Улан-Удэ Тунгалаг Б., учитель биологии школы № 79 г. Улан-Батор, Монголия Федорова Татьяна Платоновна, исполнительный директор республиканской общественной экологической организации «Байкальский информационный центр “Грань”» Халудорова Любовь Енжаповна, начальник учебного отдела Бурятского республиканского института образовательной политики, кандидат педагогических наук, доцент 96
Стр.96
Содержание Предисловие. Н.Ж. Дагбаева…………………………………………….. I. Теоретические основания инновационного экологического образования Дагбаева Н.Ж. Практико-ориентированные технологии в современном экологическом образовании: теоретические подходы и опыт………… Поляков А.Ф., Полякова О.Н. Экологическое воспитание средствами художественной культуры………………………………………………. Халудорова Л.Е. Образовательный продукт как результат формирования экологической компетентности педагога …………………………. Бабиков В.А. Методические особенности раздела «Интересно и занимательно» учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок».. 5 11 15 21 Пантеева Е.Я. Учебно-методический комплекс «Байкальский сундучок» на уроках английского языка………………………………………… 26 Вон Сик Чой, Ки Су Ким, Ду Йонг Чо. Школьное экологическое образование в Республике Корея…………………………………………….. 28 II. Опыт взаимодействия государства, общественных организаций, науки и бизнеса в экологическом образовании Федорова Т.П. Эколого-образовательные проекты в рамках грантовой программы «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал»………… Бадмаева Э.Б. Роль особо охраняемых природных территорий Бурятии в экологическом просвещении населения……………………………. Дагбаев Э.Д. Пятнадцать лет «ГРАНИ»: грани инновационных проектов Удо Гаттенлёнер. Экологическое образование на озерных территориях Германии ………………………………………………………………. Актамов И.Г., С. Ганцэцэг, Л. Пурэвдаш, Б. Тунгалаг. Реализация экологического образования на приозерных территориях: опыт Монголии 34 36 41 47 50 Дилан Байиндир. Использование и дальнейшее развитие «Шкатулки Черного моря» в школах Турции………………………………………… 53 Мальц Е.В. Использование пособия «Шкатулка Черного моря» в образовательных учреждениях г. Сочи…………. ………………………….. Батожапова Р.С., Долгорова Б.А. Использование музейных технологий в проведении экологических праздников…………………………. Тивикова Т.А., Зуенко Е.В. Проекты, направленные на улучшение жизни жителей Байкальского побережья……………………………….. Сукнев А.Я. Экообразование для воспитанников детских домов……….. III. Школа в поиске инновационных технологий Кушнарева А.П. Опыт реализации «Байкальского сундучка» в Музыкально-гуманитарном лицее им. Д. Аюшеева…………………………… 68 97 55 60 63 65 3
Стр.97
Новокщенова М.А. «Мы ‒ дети Земли»: опыт экологического образования с младшими школьниками…………………………………………… 71 Матхонова С.П. Об инновационных образовательных технологиях в системе непрерывного экологического и межкультурного образования Баргузинской средней общеобразовательной школы……………………. 73 Жапова Т.Ц., Арсаланова Р.Э. Социальное партнерство в инновационном экологическом образовании………………………………………… 83 Габагуева Е.П. «Образование для устойчивого развития» в Онохойской средней школе № 1 ………………………………………………………. 87 Тимофеева Г.Н. Лингвистическая площадка – продолжение изучения иностранных языков………………………………………………………. 89 Сандабкина Т.Б., Жаркова Н.Н. «Байкальский сундучок» во внеурочной деятельности в гимназии № 14 г. Улан-Удэ ……………………… 92 Наши авторы ……………………………………………………………… 95 Научное издание ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИОЗЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Материалы международного семинара (Улан-Удэ, 25-31 июля 2014 г.) Редактор Д.Н. Гармаева Компьютерная верстка Ж.В. Галсановой Свидетельство о государственной аккредитации № 1289 от 23 декабря 2011 г. Подписано в печать 10.10.14. Формат 60х84 1/16. Уч.-изд. л. 4,97+0,26 вкл. Усл. печ. л. 5,70+0,23 вкл. Тираж 150. Заказ 217. Цена договорная. Издательство Бурятского госуниверситета 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а riobsu@gmail.com Отпечатано в типографии Бурятского научного центра 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8 98
Стр.98