УЧРЕДИТЕЛЬ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(факультет психологии)
Главный редактор Г.В. Залевский
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ñ.À. Áîãîìàç, Ò.Ã. Áîõàí, Ý.Â. Галажинский, Â.Ã. Залевский, Â.È. Кабрин (çàì. главного ðåäàêòîðà),
О.М. Краснорядцева, Т.Е. Левицкая, Э.И. Мещерякова, О.И. Муравьева, О.В. Лукьянов,
А.В. Серый, Г.А. Финогенова (отв. секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
À.Ã. Асмолов (Ìîñêâà), Í.À. Бохан (Òîìñê), Ë.È. Вассерман (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã), Á.À. Вяткин (Ïåðìü),
Ë.Ä. Демина (Áàðíàóë), Å.Ë. Доценко (Òþìåíü), Ã.Å. Дунаевский (Òîìñê), Ã.Â. Залевский (Òîìñê),
Â.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Þ.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Â.Â. Знаков (Ìîñêâà), Â.È. Кабрин (Òîìñê), À.Ä. Карнышев
(Èðêóòñê), Â.Å. Клочко (Òîìñê), È.À. Коробейников (Ìîñêâà), Ã. Кунце (Êàññåëü, Ãåðìàíèÿ),
Â.Ñ. Мухина (Ìîñêâà), Ð.Ä. Санжаева (Óëàí-Óäý), Â.ß. Семке (Òîìñê), Ñ.Â. Смирнова (Áëàãîâåùåíñê),
À.Â. Соловьев (Ìîñêâà), À.Ø. Тхостов (Ìîñêâà), Ê. Павлик (Ãàìáóðã, Ãåðìàíèÿ), Ï. Шюлер (Ìàðáóðã, Ãåðìàíèÿ),
Ä.Â. Ушаков (Ìîñêâà), Å.Ï. Федорова (×èòà), À.Â. Юревич (Ìîñêâà), Ì.Ñ. Яницкий (Êåìåðîâî)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Г.А. Финогенова
Сибирский психологический журнал
включен в Перечень ведущих журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
по педагогике и психологии.
(Бюллетень Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки
Российской Федерации. 2007. ¹ 1)
Адрес ðåäàêöèè: 634050, Òîìñê, ïð. Ëåíèíà, 36
Томский государственный университет, факультет психологии
Òåëåôîí/ôàêñ: (3822) 52-97-10
E-mail: den@psy.tsu.ru
2
Стр.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
¹ 33
2009 ã.
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Свидетельство ПИ ¹ 77-12789 от 31 мая 2002 ã.
Международным Центром ISSN (Ïàðèæ) от 4 января 2003 ã., печатный вариант ISSN 1726-7080
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ .................................................................................................................................................................................... 5
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ .................................................................................................................................................................. 6
Краснорядцева О.М. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ПРОБЛЕМАМ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ ...................................................................................................................... .................................................................................... 13
Барсукова Ñ.À. О СООТНЕСЕНИИ ПОНЯТИЙ «ÑÎÂÅÑÒÜ» И «ÑÀÌÎÎÑÓÙÅÑÒÂËÅÍÈÅ» ......................................................................... 20
Курицин С.В., Воронин В.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ПОНИМАНИЯ НАРРАТИВНЫХ И ЭКСПОЗИТОРНЫХ ТЕКСТОВ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛАТЕНТНОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА .............................................................................. ........................... 25
Логинова И.О. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ
ЖИЗНЕННОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ ................................................................................................ 31
Шестакова Å.Ã. ФРУСТРАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ АГРЕССИИ (Ê ИСТОРИИ ÏÐÎÁËÅÌÛ) .............................................................................. 36
Щеглова Э.А. ВЛИЯНИЕ СТАЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВЕНЬ МАКИАВЕЛЛИЗМА ПЕДАГОГОВ ........... 42
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Мизинова Е.Б., Колотильщикова Е.А. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ БОЛЬНЫХ
С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР И СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ
ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ ............................................................................................................................................ 45
Резникова Т.Н., Семиволос В.И., Селиверстова Н.А. ОСОЗНАННЫЕ И НЕОСОЗНАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ «ВНУТРЕННЕЙ
КАРТИНЫ ÁÎËÅÇÍÈ» У БОЛЬНЫХ РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ ............................................................................................................ 51
Меновщиков В.Ю. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПСИХОТЕРАПИИ
В ИНТЕРНЕТЕ .................................................................................................................................................................................................... 57
Тимофеева È.Â. СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ .......................................................... 63
Фотекова Т.А. ДИНАМИКА РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ............................................................................................................................................................................ 69
Языков Ê.Ã. ПСИХОСИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОГЕННОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ .............................................................. 73
Лапина С.С. ПСИХИЧЕСКАЯ РИГИДНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
И СТИЛЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................................................................................................................ 78
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Бондарева О.В. ЭГОИЗМ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВОЗРАСТ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ ..... 81
Девятых С.Ю. ДИАПАЗОН ПРИЕМЛЕМОСТИ В УСТАНОВКАХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК НА СЕКСУАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИЕ
ПРАКТИКИ ............................................................................................................................................................................................................ 85
Дорошина È.Ã. ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА ...................................... 90
Екинцев В.И., Бондаренко И.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ВЫБОРА ОДЕЖДЫ СТУДЕНТАМИ-ПСИХОЛОГАМИ .......... 95
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)
Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЗДОРОВЬЯ ...................................................................................................................................... 99
Ральникова И.А. РЕФЛЕКСИВНОЕ АВТОПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
СТАНОВЛЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЛИЧНОСТИ .............................................................................. 104
Зимина È.Ñ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПАССИОНАРНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ...................... 108
3
Стр.3