Образование для устойчивого развития: взаимодействие учебных предметов........................13
Ткаченко Е.В. <...> Психологическая подготовка будущего учителя
в условиях модернизации образования................74
Шонтукова И.В. <...> Институционализация системы ремесленного
образования в России в ХVII - начале ХХ в...........96
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Торопов Д.А. <...> Славянские университеты в странах СНГ как фактор
развития интеграционных процессов.......................115
КОРОТКО О КНИГАХ
Орешкина А.К., Лидак Л.В. <...> Поликультурное образование в структуре высшего
профессионального образования РФ...................119
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
Уважаемые читатели! <...> Введение ФГОС в школе,
универсальные учебные действия, условия формирования умственных действий, деятельностное
содержание образования, типы познавательных
задач, концепция формирования у учащихся познавательных действий. <...> Для этого наряду с предметными результатами школа должна будет
обеспечивать достижение метапредметных результатов. <...> Как справедливо отмечается [2], лежащий в основе ФГОС общего образования
системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы
образования, которая находит отражение
в переходе:
• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков
к определению цели как умения учиться;
• от изолированного от жизни изучения
системы научных понятий, составляющих
содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст
решения учащимися жизненных задач, <...> Но здесь возникает ряд сложных вопросов, и наиболее трудный из них – как
формировать универсальные учебные действия (УУД), т.е. обеспечивать достижение
метапредметных результатов? <...> Формирование познавательных действий в учебной деятельности
мышление вообще понимается как особое
свойство, особая способность животных
и человека гибко ориентировать свое движение в соответствии с условиями бытия. <...> Культура становится источником развития только тогда,
когда человек <...>
Педагогика_№6_2014.pdf
ЕДАГОГИКА
Научно-теоретический журнал
Российской академии
образования
У ч р е д и т е л и
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
6 2014
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Лазарев В.С.
Формирование познавательных действий
в учебной деятельности....................................3
Редакционная коллегия:
Р.С.Бозиев
главный редактор
Р.М.Асадуллин
А.Ю.Белогуров
М.В.Богуславский
В.А.Болотов
А.Я.Данилюк
В.С.Лазарев
В.М.Монахов
Н.Д.Никандров
Л.М.Перминова
А.Л.Семенов
Я.С.Турбовской
Г.Н.Филонов
Редакционный совет:
М.Н.Берулава
А.С.Гаязов
Н.Г.Емузова
В.Н.Иванов
А.А.Орлов
Е.Л.Руднева
Н.К.Сергеев
Ф.Ф.Харисов
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Дзятковская Е.Н.
Образование для устойчивого развития: взаимодействие
учебных предметов........................13
Ткаченко Е.В.
Проблемы подготовки рабочих
кадров в РФ.....................................................21
Кларин М.В.
Инновационное образование: дидактический
анализ..............................................................32
Хрыков Е.М.
Определения целей и задач педагогических
диссертационных работ...................................40
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Пухальская В.Г., Кулинкович А.Ю.
Работа над лекцией после лекции....................49
Комиссарова О.А.
Понятие индивидуального образовательного
маршрута в психолого-педагогической
теории..............................................................53
Газизова Ф.С., Маликов Т.Р.
Татарские пословицы в контексте педагогики
детства ............................................................57
Мещерякова Е. И.
Креативно-акцентные системы обучения
в вузах МВД России.........................................61
ООО «Педагогика» , 2014
Стр.1
Адрес редакции:119121,
Москва,
ул.Погодинская, д.8.
Телефоны: (499)248-6971;
(499) 248-5149
Е-mail:
pedagogika2006@yandex.ru
Наш сайт:
http://www.pedagogika-rao.ru
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации.
№015021 от 25.06.1996
Подписано в печать
Формат 70х100 1/16
Печать офсетная
Бумага офсетная
Усл.печ.л. 9,6
Тираж 2000 экз.
Заказ 3958
Цена каталожная
Отпечатано в ОАО «Первая
Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный
Двор»
142300, Московская область,
г.Чехов, ул.Полиграфистов, д.1.
Сайт: www. chpd.ru
телефон 8 (495)988-63-76,
т/факс 8 (496) 726-54-10
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Шайденко Н. А.
Подготовка будущих учителей к работе в условиях
инклюзивного образования .................................65
Фатыхова Р.М.
Психологическая подготовка будущего учителя
в условиях модернизации образования................74
Шонтукова И.В.
Формирование новых профессиональных
компетентностей у преподавателя в
свете введения ФГОС...........................................80
Новикова Г.П.
Непрерывное последипломное образование
педагогов .............................................................85
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Шапошников Л.Е.
Философско-педагогические взгляды
В.В. Розанова.........................................................88
Ефанов А.Г., Моисеев Г.В.
Институционализация системы ремесленного
образования в России в ХVII - начале ХХ в...........96
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Торопов Д.А.
Модели управления образовательными
учреждениями в европейских странах....................102
Дахин А.Н.
Педагогика научного сотрудничества
России и США.......................................................111
Мариносян Т.Э.
Славянские университеты в странах СНГ как фактор
развития интеграционных процессов.......................115
КОРОТКО О КНИГАХ
Орешкина А.К., Лидак Л.В.
Поликультурное образование в структуре высшего
профессионального образования РФ...................119
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
Уважаемые читатели! На нашем сайте http:/ / www.pedagogika-rao.ru вы
можете ознакомиться с электронными версиями номеров нашего журнала.
Стр.2
127
CONTENTS
Lazarev V.S.
About forming cognitive actions in training activities..........................................................3
SCIENTIFIC REPORTS
Dzyatkovskaya E.N.
Edication for the sustanabl development: interaction of subjects........................................13
Tkachenko E.V.
Problems of regular labor force training in the russian federation ......................................21
Klarin M.V.
Innovative education: didactic analysis///..........................................................................32
Khrikov E.M.
Definitions of the purposes and tasks of pedagogical thesis research................................40
ISSUES ON EDUCATION AND UPBRINGING
Pukhalskaya V.G., Kulinkovich A.U.
Work on lecture after lecture .............................................................................................49
Komissarova O.A.
Concept of an individual educational route in psychology
and pedagogical theory.....................................................................................................53
Gazizova F.S., Malikov T.R.
The Tatar proverbs in the context of childhood pedagogy...................................................57
Mesheryakova E.I.
Creative and accent systems of training in higher education institutions of the Ministry
of Internal Affairs of Russia...............................................................................................61
CADRES OF SCIENCE, CULTURE, EDUCATION
Shaidenko N.A.
Historical aspects and modern tasks of teacher training...................................................65
Fatihova R.M.
Psychological traning of future teacher in the conditions of
educatijnmodernization ....................................................................................................74
Shontukova I.V.
Formation of new professional competences at teachers in the
light of FSES introduction..................................................................................................80
Novikova G.P.
Continuous postdegree education of teachers...................................................................85
HISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGY
Shaposhnikov L.E.
V. V. Rozanov’s philosophical and pedagogical views.......................................................88
Efanov A.E., Moiseev A.V.
Institutionalization of craft education system in Russia in XVII - the beginning
of the XX century..............................................................................................................96
COMPARARATIVE PEDAGOGY
Toropov D.A.
Models of educational institutions management
in the European countries................................................................................................102
Dakhin A.N.
Pedagogy of scientific cooperation between Russia and the U.S.........................................111
Marinosyan T.E.
Slavic universities in CIS countries as the factor of integration
processes development.....................................................................................................115
Стр.127
128
Педагогика № 6, 2014
НАШИ АВТОРЫ
ЛАЗАРЕВ В.С.
д. психол.н., проф., академик РАО, директор ИнИДО РАО
ДЗЯТКОВСКАЯ Е.Н. д. биол.н., проф., в.н.с. ИСМО РАО
ТКАЧЕНКО Е.В.
КЛАРИН М.В.
ХРЫКОВ Е.М.
ПУХАЛЬСКАЯ В.Г.
д.п.н., в.н.с. ИТИП РАО
д.п.н., проф., зав. кафедрой Луганского национального
университета им. Тараса Шевченко
к.м.н., доцент РНИГМУ им. Н.И. Пирогова
КУЛИНКОВИЧ Л.Ю. аспирант РНИГМУ им. Н.И. Пирогова
КОМИССАРОВА О.А. преп. Стерлитамакского колледжа строительства, экономики
и права
ГАЗИЗОВА Ф.С.
МАЛИКОВ Т.Р.
к.п.н., доцент Елабужского института Казанского (Приволжского)
федерального университета
аспирант Поволжской ГАФКСиТ (Казань)
МЕЩЕРЯКОВА Е.И. д.п.н., проф. Воронежского института МВД России
ШАЙДЕНКО Н.А.
ФАТЫХОВА Р.М.
ШОНТУКОВА И.В.
НОВИКОВА Г.П.
д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, зам. председателя Комитета
по образованию ГД РФ
д.п.н.. проф., зав. кафедрой БГРУ им. М.Акмуллы (УФА)
к.п.н., директор НИИ структурной методики
преподавания языков КБГУ
д.п.н.. д.психол.н., проф., ректор НОЧУ ИРОТ. Гл.н.с. ИнИДО РАО
ШАПОШНИКОВ Л.Е. д.филос.н., проф., президент НГПУ им. К.Минина
ЕФАНОВ А.В.
МОИСЕЕВ А.В.
ТОРОПОВ Д.А.
ДАХИН А.В.
к.п.н., доц., директор НОЦ Российского государственного
профессионально-педагогического университета (Екатеринбург)
преп. Нижнетагильского педагогического колледжа № 1
д.п.н., проф., в.н.с. ИнИДО РАО
д.п.н.,проф. Новосибирского государственного педагогического
университета Мариносян Т.Э. к.филос.н., с.н.с. ИТИП РАО
д. хим.н., проф., академик РАО. Главный редактор
ж. «Профессиональное образование. Столица»
Стр.128