Педагогическая культурология: методология
и методика постижения культуры......................26
Зенкина С.В., Борис С.И. <...> О проекте «Концепции поддержки развития
педагогического образования»..............................87
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Щербаков Р.Н. <...> В статье
обсуждены возможные перспективы расширения границ педагогического образования,
ключевые компетенции педагога и варианты
направлений магистерских программ. <...> Неслучайно сегодня пересматриваются или вновь формулируются ключевые
компетенции стандартов в разных сферах
деятельности, а значит – определяются
не только «границы» профессии, но и
профессионального образования. <...> Именно поэтому
разработка профстандартов профессии
педагога представляет интерес не только
и даже не столько для педагогического сообщества, сколько для всего направления
гуманитарного знания. <...> Профстандарт педагога определяет
основные требования к квалификации, а
значит очень важно, как сформулирована
в стандарте профессиональная деятельность педагога: это «обучение, воспитание
и развитие ребенка». <...> В профстандарте ключевые компетенции разбиты на три раздела: обучение,
воспитание, развитие. <...> Можно обсуждать и анализировать
каждую позицию профстандарта, это
отдельная тема анализа, которая только
дополнит основной вывод: профстандарт
педагога не содержит ключевых и общих
для любого педагога компетенций, не
расширяет рамки профессии, не учитывает новые задачи и технологии работы. <...> Владение ИКТ-компетенциями без учета
технологии обучения нельзя считать чемто, отличающим компетенции педагога от
компетенций любых других специалистов
и неспециалистов. <...> Еще один вопрос: как «совокупные
творческие усилия учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества» позволят
«наполнить региональную и школьную
компоненту» профстандарта педагога? <...> Общественные и профессиональные
ожидания результатов высшего педагоги-
О ключевых компетенциях педагога <...>
Педагогика_№5_2014.pdf
ЕДАГОГИКА
Научно-теоретический журнал
Российской академии
образования
У ч р е д и т е л и
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5 2014
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Безруких М.М., Жадько Н.В.
О ключевых компетенциях педагога и «границах»
педагогического образования............................3
Редакционная коллегия:
Р.С.Бозиев
главный редактор
Р.М.Асадуллин
А.Ю.Белогуров
М.В.Богуславский
В.А.Болотов
А.Я.Данилюк
В.С.Лазарев
В.М.Монахов
Н.Д.Никандров
Л.М.Перминова
А.Л.Семенов
Я.С.Турбовской
Г.Н.Филонов
Редакционный совет:
М.Н.Берулава
А.С.Гаязов
Н.Г.Емузова
В.Н.Иванов
А.А.Орлов
Е.Л.Руднева
Н.К.Сергеев
Ф.Ф.Харисов
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Тхагапсоев Х.Г.
Парадигмальный подход в образовании:
к проблемам становления..................................8
Болбас В.С.
Этнопедагогический тезаурус:
разведение понятий..........................................17
Ариарский М.А.
Педагогическая культурология: методология
и методика постижения культуры......................26
Зенкина С.В., Борис С.И.
Учебные материалы нового поколения.............34
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дыханова Б.С., Дыханов С.В.
Слово в гражданском развитии
личности...........................................................39
Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х.,
Корчагин В.Н., Мухаметзянова Л.Ю.,
Шайхутдинова Г.А., Аксенов В.В.
Литературная подготовка в
профессиональной школе ...............................47
Беляев А.В.
Воспитание студентов в вузе.............................54
Шершнева В.А.
Формирование математической компетентности
студентов инженерного вуза ............................62
ООО «Педагогика» , 2014
Стр.1
Адрес редакции:119121,
Москва,
ул.Погодинская, д.8.
Телефоны: (499)248-6971;
(499) 248-5149
Е-mail:
pedagogika2006@yandex.ru
Наш сайт:
http://www.pedagogika-rao.ru
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации.
№015021 от 25.06.1996
Подписано в печать
Формат 70х100 1/16
Печать офсетная
Бумага офсетная
Усл.печ.л. 9,6
Тираж 2000 экз.
Заказ 3092 Цена каталожная
Отпечатано в ОАО «Первая
Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный
Двор»
142300, Московская область,
г.Чехов, ул.Полиграфистов, д.1.
Сайт: www. chpd.ru
телефон 8 (495)988-63-76,
т/факс 8 (496) 726-54-10
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
Расчетина С.А.
Ситуация риска: теоретическое осмысление
и практическое преобразование.............................71
Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю.
Подготовка будущих учителей к работе в условиях
инклюзивного образования .................................82
Чистякова С.Н., Соколова И.И.
О проекте «Концепции поддержки развития
педагогического образования»..............................87
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Щербаков Р.Н.
Г.С. Ландсберг: в будущем учащийся должен
доучиваться, но не переучиваться..........................96
Гриценко Л.И.
А.С.Макаренко: апологет или критик
советской педагогики?............................................103
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Савина А.К.
Европейское образование: ориентация на
интеграцию образовательных систем......................110
С.В. Боголепова
Оценка для обучения: Опыт зарубежных
коллег....................................................................118
ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО
К 90-летию академика РАО
В.П.Максаковского................................................125
Уважаемые читатели! На нашем сайте http:/ / www.pedagogika-rao.ru вы
можете ознакомиться с электронными версиями номеров нашего журнала.
Стр.2
127
CONTENTS
Bezrukih M.M., Zhadko N.V.
About key competences of the teacher and «borders»
of pedagogical education ................................................................................................3
SCIENTIFIC REPORTS
Tkhagapsoyev H. G.
Paradigmalny approach in education: to formation
problems...........................................................................................................................8
Bolbas V.S.
Ethnopedagogical thesaurus: distinguishing notions..................................................74
Ariarsky M.A.
Pedagogical Cultorology: methodology and methods of
culture comprehension................................................................................................26
Zenkina S. V., Boris S. I.
Study materials of new generation................................................................................34
ISSUES ON EDUCATION AND UPBRINGING
Dykhanova B. S., Dykhanov S. V.
The word in civil development of a persons..................................................................39
Mukhametzyanova F.Sh., Gilmeeva R. H., Korchagin V. N.,
Mukhametzyanova L.Yu., Shaykhutdinova G. A., Aksenov V. V.
Literary training at a vocational school.........................................................................47
Belyaev A.V.
Education of students in higher education institution....................................................54
Shershneva V.A.
Formation of mathematical competence of engineering high
school students.........................................................................................................62
SCIENCE CULTURE, EDUCATION PERSONNEL
Raschetina S.A.
Risk situation: theoretical understanding and the practi-cal transformation.....................71
Aybazova M.Yu., Lavrinets K.Yu.
Preparing future teachers to work in the conditions of inclusive education ..................82
Chistyakova S. N., Sokolovа I. I.
About the «Supporting Concepts of Pedagogical Education
Development» project.................................................................................................87
HISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGY
Scherbakov R. N., Landsberg G. S.:
in the future the pupil has to complete education, but not be retrained.........................95
Gritsenko L.I.,
A.S.Makarenko: apologist or critic of the Soviet pedagogics?.......................................103
COMPARARATIVE PEDAGOGY
Savina A.K.
European education: focus on the integration of educational systems..........................110
Bogolepova S.V.
Assessment for learning..............................................................................................118
Стр.127
128
Педагогика № 5, 2014
НАШИ АВТОРЫ
БЕЗРУКИХ М.М.
ТХАГАПСОЕВ Х.Г.
БОЛБАС В.С.
ЗЕНКИНА С.В.
БОРИС С.И.
ДЫХАНОВА Б.С.
ДЫХАНОВС.В.
д.биол.н., проф., академик РАО, директор
Института возрастной физиологии РАО
д.филос.н., проф. КБГУ им. Бербекова
к.п.н.,первый проректор Мозырского гос.
пед. университета им.И.П.Шамякина
д.п.н.,проф. Академии социального управления
учитель биологии МОУ СОШ №82 им.Ф.И.Дубовицкого
г.Черноголовка
д.филол.н.,проф. Воронежского гос.пед.университета
учитель средней школы г. Подольска Московской обл.
МУХАМЕТЗЯНОВА Ф.Ш. д.п.н., проф..,чл.-корр. РАО, директор Института
педагогики и психологии профессионального образования
(ИПППО) РАО
ГИЛЬМЕЕВА Р.Х.
КОРЧАГИН В.Н.
д.п.н., проф., зав. лаб. ИПППО РАО
д.п.н., в.н.с. ИПППО РАО
МУХАМЕТЗЯНОВА Л.Ю. к.п.н., в.н.с. ИПППО РАО
ШАЙХУТДИНОВА Г.А. к.п.н., с.н.с. ИПППО РАО
АКСЕНОВ В.В.
БЕЛЯЕВ А.В.
ШЕРШНЕВА В.А.
РАСЧЕТИНА С.А.
АЙБАЗОВА М.Ю.
ЛАВРИНЕЦ К.Ю.
ЧИСТЯКОВА С.Н.
СОКОЛОВА И.И.
ЩЕРБАКОВ Р.Н.
ГРИЦЕНКО Л.И.
БОГОЛЕПОВА С.В.
к.ист.н., с.н.с ИПППО РАО
д.п.н., проф., Северо-Кавказского федерального
университета
д.п.н., проф. Сибирского федерального университета
д.п.н., проф. РГПУ им. Герцена
д.п.н., проф., Северо-Кавказской государственной
гуманитарно-технической академии
к.п.н., доцент КЧГУ им. У.Дж.Алиева
д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, академик-секретарь
отделения РАО
д.п.н., проф., директор Института педагогического
образования и образования взрослых
д.п.н., проф., Таллин
д.п.н., проф., зав. кафедрой Волгоградской академии
повышения квалификации и переподготовки работников
образования
к.филол.н., ст. преп. НИУ ВШЭ
Стр.128