Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Институт визуальных искусств
Кафедра фотовидеотворчества
СЪЁМОЧНОЕ МАСТЕРСТВО
Учебно-методический комплекс дисциплины
Направление подготовки
51.03.02 (071500) «Народная художественная культура»
Профиль подготовки
«Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Форма обучения:
Очная, заочная
Кемерово 2014
1
Стр.1
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.02 (071500) «Народная
художественная культура», профиль «Руководство студией кино-,
фото- и видеотворчества».
Утверждён на заседании кафедры фотовидеотворчества 20.01.2014 г.,
протокол № 6.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института
визуальных искусств КемГУКИ 29.01.2014 г., протокол № 4.
Съёмочное мастерство [Текст]: учеб.-метод. комплекс по направлению
подготовки 51.03.02 (071500) «Народная художественная культура»,
профиль «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества», квалификация
(степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост. Ю. Я. Светлаков. –
Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 76 с.
Автор-составитель:
доцент
Ю. Я. Светлаков
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Цели дисциплины:
- дать целостное, системное представление о профессии оператора;
- освоить технологическую сторону деятельности оператора;
- сформировать практические умения и навыки оператора;
- сформировать у студентов представления о творческой работе оператора
в различных видах и жанрах экранного творчества.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина «Съёмочное мастерство» входит в профессиональный
цикл базовой части основной образовательной программы по направлению
подготовки 51.03.02 (071500) «Народная художественная культура»
профильного модуля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр». Курс тесно
связан с учебными дисциплинами «Режиссура аудиовизуального произведения»,
«История и теория аудиовизуальных искусств», «Компьютерная
видеотехнология», «Съёмочная техника и технология обработки материалов».
Знания,
умения и навыки, полученные в процессе изучения указанных
учебных дисциплин, в интегрированной форме должны применяться
в создании учебно-творческих и курсовых работ (натурный этюд, игровой
этюд, видеожурнал, учебный фильм, документальный очерк, анимационный
фильм).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
дисциплины:
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
(ОК-1);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-2);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных
и экономических наук при решении социальных и профессиональных
задач (ОК-9);
быть мотивированным на систематическое повышение уровня
своей профессиональной квалификации (ПК-9);
3
Стр.3
быть способным организовывать и планировать репетиционную,
концертно-постановочную деятельность коллектива народного художественного
творчества (студии кино-, фото- и видеотворчества) (ПК-12);
владеть методами анализа художественных произведений и критериями
оценки качества художественно-исполнительской деятельности
участников коллективов народного художественного творчества (студий
кино, фото- и видеотворчества) (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- выразительные средства оператора, основы композиции и освещения,
творческо-технологические основы освещения, виды света, виды
движения в кадре;
- основные этапы производства фильма, особенности освещения при
съемке интерьеров, творческие тандемы операторов и режиссёров;
- специфику комбинированных, специальных и экспедиционных
съёмок;
- особенности работы оператора-хроникёра, съёмочные методы репортажа;
-
специфику работы оператора-документалиста, жанровые разновидности
очерковых фильмов, специфические особенности съёмки очеркапортрета;
-
историю съёмочного искусства, основные операторские школы,
особенности творчества советских и зарубежных кинооператоров игрового
кино;
- историю образной документалистики, основные операторские школы
документалистики, особенности творчества советских и зарубежных
кинооператоров документального кино;
уметь:
- строить композицию кадра, панорамировать, снимать на натуре
и в интерьере, делать операторскую экспликацию, передавать движение
в кадре, снимать панорамы;
- проводить комбинированные и специальные съемки;
- работать над сюжетами новостей, вести монтажную съёмку,
снимать выразительные детали, использовать длиннофокусную оптику;
- снимать интервью, работать над съёмкой видеоочерков;
4
Стр.4
- анализировать съёмочную работу операторов игровых фильмов;
- анализировать съёмочную работу операторов документальных
фильмов, различать съёмочные методы и способы работы над документальным
фильмом, этапы развития документального кинематографа, виды
образно-документальных фильмов;
владеть:
- правилами композиции, видами панорамирования, методикой документального
наблюдения;
- схемами света, законами цветового контраста, съёмкой актёрских
сцен;
- простейшими приёмами комбинированной и специальной съёмки,
методикой учебного, рекламного и презентационного фильма;
- методами съёмки событийного, информационного сюжетов и сюжета-портрета,
интервью, репортажа, стендапа;
- приёмами длительного наблюдения, творческими приёмами оператора,
методами восстановления факта, методикой работы над очерками;
- методами анализа съёмочной (операторской) работы игровых
фильмов;
- методами анализа съёмочной (операторской) работы, съёмочными
методами документалистики.
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Структура дисциплины
Дисциплина ведётся на 1–4-м курсах (1–7-й семестры) и состоит
из разделов. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 14 зачётных
единиц – 504 часа, в том числе для студентов очной формы обучения:
248 часов аудиторных занятий и 148 часов – СРС, 30 % аудиторных занятий
(74 часа) проводится в интерактивных формах обучения. Для студентов
заочной формы обучения: 34 часа – аудиторных занятий, 362 часа –
СРС, 10 часов – в интерактивных формах обучения. Формой итогового
контроля у студентов очной формы обучения являются зачёты во 2, 4,
6-м семестрах, экзамены в 3, 5, 7-м семестрах и курсовая работа в 7-м семестре.
Формой итоговой аттестации у студентов заочной формы обучения
являются зачёты в 1, 2, 3-м семестрах, экзамены во 2, 3, 4-м семестрах и
курсовая работа в 8-м семестре.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
1. Структура и содержание дисциплины………………..……………….. 5
1.1. Структура дисциплины……………………………………………….. 5
1.2. Содержание дисциплины……………………………………………... 13
2. Учебно-теоретические материалы……………………………………… 27
2.1. Путеводитель по литературе для изучения теоретического раздела
курса…………………………………………………………………………. 27
3. Учебно-практические материалы………………………………………. 32
3.1. Описание практических и семинарских занятий…………………… 32
3.2. Задания для индивидуальных занятий………………………………. 47
4. Методические материалы…………………………………………….…. 52
4.1. Методические указания по изучению дисциплины…………………. 52
4.2. Описание образовательных технологий……………………………... 54
4.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………..... 55
5. Контрольно-измерительные материалы…………………………….…. 55
5.1. Вопросы к экзамену…………………………………………………… 55
5.2. Вопросы к зачёту……………………………………………………… 57
6. Учебно-библиографическое и информационное обеспечение
дисциплины…………………………………………………………….…… 59
6.1. Список литературы……………………………………………………..59
7. Учебно-справочные материалы……………………………………….... 62
7.1. Перечень ключевых слов……………………………………………… 62
7.2. Список отечественных операторов…………………………………... 63
7.3. Список зарубежных операторов……………………………………… 71
7.4. Список операторов документального кино…………………………. 74
75
Стр.75