История идей
Александр ПОДОКСЕНОВ
МИХАИЛ ПРИШВИН И МАКС ШТИРНЕР
Философский контекст творчества
Тема влияния идей немецкого мыслителя и теоретика
индивидуалистического анархизма Макса Штирнера1 на
Михаила Михайловича Пришвина — одна из еще не рас
крытых сторон творчества писателя2 и, в частности, его
мировоззренческой позиции в повести «Мирская чаша» <...> (1922), где он стремится изобразить те поистине тектони
ческие сдвиги бытия крестьянской России, к которым
1
Макс Штирнер (наст. имя — Каспар Шмидт, 1806—1856). <...> Пришвина за период с 1908 по 2013 год
нет ни одной статьи, посвященной теме «Пришвин и Штирнер». <...> Как известно, для русских революционеров марксизм
был теорией, провозглашавшей бесклассовый коммуни
стический уклад общества высшей стадией историческо
го развития и конечной целью общественного прогресса. <...> Для этого, по мысли Ленина, необходимы: «1) Отмена ча
стной собственности, 2) закон о социализации и 3) кол
лективизация»3. <...> Так, уже через три месяца после Октября большевизм
отнял землю у крестьянства, объявив ее собственностью
государства, что и стало юридическим основанием ленин!
ского курса на коллективизацию сельского хозяйства, ко!
торую позже завершил Сталин. <...> Однако наперекор советской пропаганде, объяс
няющей переустройство России претворением в жизнь
марксизма, Пришвин стремится показать, что сущность
большевистского преобразования русской деревни по
принципу коммуны можно понять не столько через Карла
Маркса, сколько через идеолога анархизма Макса Штир
3
Ленин В. И. <...> Он записывает в Дневнике в конце августа
1918 года:
Коммуна молотит <...> <...> Именно этот вопрос о несовместимости интересов
коммуны и индивида обсуждает в «Мирской чаше» глав
ный герой Михаил Алпатов с огородником Иваном Афа
насьевичем Крыскиным. <...> Последний замечает: «...ежели
говорят: “Брось соху и мы тебе дадим паровой плуг”, то
как я поверю в высшее без видимости плуга. <...> То же самое
и про старого нашего Бога, я оставлю Его, а общего <...>