Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы литературы  / №4 2014

МИХАИЛ ПРИШВИН И МАКС ШТИРНЕР (66,00 руб.)

0   0
АвторыПодоксенов
Страниц21
ID272733
Аннотация-
МИХАИЛ ПРИШВИН И МАКС ШТИРНЕР / Подоксенов // Вопросы литературы .— 2014 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/272733 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История идей Александр ПОДОКСЕНОВ МИХАИЛ ПРИШВИН И МАКС ШТИРНЕР Философский контекст творчества Тема влияния идей немецкого мыслителя и теоретика индивидуалистического анархизма Макса Штирнера1 на Михаила Михайловича Пришвина — одна из еще не рас крытых сторон творчества писателя2 и, в частности, его мировоззренческой позиции в повести «Мирская чаша» <...> (1922), где он стремится изобразить те поистине тектони ческие сдвиги бытия крестьянской России, к которым 1 Макс Штирнер (наст. имя — Каспар Шмидт, 1806—1856). <...> Пришвина за период с 1908 по 2013 год нет ни одной статьи, посвященной теме «Пришвин и Штирнер». <...> Как известно, для русских революционеров марксизм был теорией, провозглашавшей бесклассовый коммуни стический уклад общества высшей стадией историческо го развития и конечной целью общественного прогресса. <...> Для этого, по мысли Ленина, необходимы: «1) Отмена ча стной собственности, 2) закон о социализации и 3) кол лективизация»3. <...> Так, уже через три месяца после Октября большевизм отнял землю у крестьянства, объявив ее собственностью государства, что и стало юридическим основанием ленин! ского курса на коллективизацию сельского хозяйства, ко! торую позже завершил Сталин. <...> Однако наперекор советской пропаганде, объяс няющей переустройство России претворением в жизнь марксизма, Пришвин стремится показать, что сущность большевистского преобразования русской деревни по принципу коммуны можно понять не столько через Карла Маркса, сколько через идеолога анархизма Макса Штир 3 Ленин В. И. <...> Он записывает в Дневнике в конце августа 1918 года: Коммуна молотит <...> <...> Именно этот вопрос о несовместимости интересов коммуны и индивида обсуждает в «Мирской чаше» глав ный герой Михаил Алпатов с огородником Иваном Афа насьевичем Крыскиным. <...> Последний замечает: «...ежели говорят: “Брось соху и мы тебе дадим паровой плуг”, то как я поверю в высшее без видимости плуга. <...> То же самое и про старого нашего Бога, я оставлю Его, а общего <...>