Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Искусство Бурятии в формировании культуры личности

0   0
Первый авторПазников Олег Иванович
АвторыБоркина Наталья Викторовна
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц176
ID271474
АннотацияВ монографии освещаются вопросы теории изобразительного и музыкального искусства Бурятии как важнейшего фактора духовно-культурного развития личности; раскрываются методические аспекты художественного и музыкального образования. Книга может быть полезна специалистам в области искусствоведения, культурологии, учителям общеобразовательных школ, студентам и аспирантам педагогических вузов.
ISBN978-5-9793-0609-4
УДК373.5.036
ББК74.200.544; 85.03(2Рос.Бур)
Пазников, О.И. Искусство Бурятии в формировании культуры личности / Н.В. Боркина; О.И. Пазников .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2013 .— 176 с. : ил. — ISBN 978-5-9793-0609-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/271474 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ <...> С.П. Ринчинова – народный художник РФ, профессор, зав. кафедрой ДПИ ВСГАКИ П 12 <...> Г.С. Малунова – почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор педагогических наук, профессор Пазников О.И., Боркина Н.В. <...> ) ISBN 978-5-9793-0609-4 © Бурятский госуниверситет, 2013 ВВЕДЕНИЕ Проблема культурного образования и воспитания подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей приобретает все большее значение в современных условиях глобализации мирового культурного пространства. <...> Только в этом случае возможно обеспечение целостности, адресной направленности и эффективности культурно-развивающего процесса в системе преемственной связи поколений. <...> Настоящее монографическое исследование нацелено на изучение оптимальных путей решения проблемы формирования культуры личности в условиях Республики Бурятия, имеющих региональные особенности, детерминированные комплексом объективных социокультурных факторов. <...> 18], поскольку искусство обладает предельно широким спектром воздействия на развитие человека в силу объединения в «лоне своем» всех видов человеческой деятельности. <...> В связи с этим в монографии рассматриваются содержание и функциональные возможности изобразительного и музыкального искусства Бурятии, а также особенности их реализации в качестве аутентичных культурных факторов и формирующих средств в условиях художественно-педагогического процесса и музыкальной образовательно-воспитательной деятельности. <...> Наряду с методологическими аспектами раскрываемой гуманитарной проблемы значительное внимание уделяется освещению вопросов методики ее осуществления в различных видах культурно-развивающей работы с учащимися общеобразовательной школы. <...> Вместе с тем инновационное программное содержание и эмпирическая составляющая работы в данном направлении, апробированные в реальном <...>
Искусство_Бурятии_в_формировании_культуры_личности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ О.И. Пазников Н.В. Боркина ИСКУССТВО БУРЯТИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Улан-Удэ 2013
Стр.1
УДК 159.924.24 (571.54) ББК 85.370 (2 Рос.Бур.) П 12 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы – народный художник РФ, профессор, зав. кафедрой ДПИ ВСГАКИ – заслуженный работник культуры РБ, доктор культурологии, профессор – почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор педагогических наук, профессор Пазников О.И., Боркина Н.В. П 12 Искусство Бурятии в формировании культуры личности. – УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2013. – 176 с.: ил. ISBN 978-5-9793-0609-4 В монографии освещаются вопросы теории изобразительного и музыкального искусства Бурятии как важнейшего фактора духовно-культурного развития личности; раскрываются методические аспекты художественного и музыкального образования. Книга может быть полезна специалистам в области искусствоведения, культурологии, учителям общеобразовательных школ, студентам и аспирантам педагогических вузов. Paznikov O.I., Borkina N.V. The Buryat art in development of Personality Culture. – Ulan-Ude: Buryat State University Publishing Department, 2013. – 176 p.: il. ISBN 978-5-9793-0609-4 The monograph is devoted to the theoretical questions of fine art and music of Buryatia which are important factors of moral and cultural development of personality. The authors emphasize major methodological aspects of art and music education. This book can be useful for specialists in Art and Culture Studies, school teachers, students and postgraduate students of teacher training institutions. УДК 159.924.24 (571.54 ББК 85.370 (2 Рос.Бур.) ISBN 978-5-9793-0609-4 © Бурятский госуниверситет, 2013 С . П . Ринчинова А . Ф . Поляков н Малу Г . С . о ва
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Проблема культурного образования и воспитания подрастающего поколения на основе традиционных духовных ценностей приобретает все большее значение в современных условиях глобализации мирового культурного пространства. Объяснением этому служит то обстоятельство, что происходящий процесс массовой эскалации инокультурных стандартов материальной и духовной жизни, социальных поведенческих стереотипов, активно распространяясь в локальной среде регионов, зачастую приводит к ассимилированию и трансформированию аутентичной национально-региональной культуры, сформированной на протяжении истории многими поколениями представителей коренного населения, мастерами народного и профессионального искусства. Особого внимания процесс культурного становления и развития личности требует в период школьного возраста, когда у воспитанников закладываются основы культурных знаний и формируются мировоззренческие представления, выступающие необходимыми предпосылками социализации юных граждан современного общества. Вместе с тем работа, проводимая в данном направлении, должна строиться на основе системного подхода, быть тесно связана с процессом всестороннего развития личности и включать в свое содержание формирующие аспекты эстетического, нравственного, патриотического, интернационального, экологического, трудового и других видов воспитания. Для этого необходимо привлечение таких средств образовательно-воспитательного воздействия, которые бы отвечали требованиям сензитивности и доступности возрастному уровню сознания, этнокультурному менталитету, духовным интересам и потребностям субъектов обучения. Только в этом случае возможно обеспечение целостности, адресной направленности и эффективности культурно-развивающего процесса в системе преемственной связи поколений. Такой позиции придерживаются многие исследователи, занимающиеся вопросами интегрирования регионального культурного компонента в содержание современной образовательновоспитательной деятельности, – В.С. Бадаев, М.М. Байрамбеков, Л.В. Ершова, В.Ф. Канев, Л.В. Неретина, Н.Г. Оверин, А.М. Петров, Г.А. Поровская, В.Г. Смирнов и другие. Настоящее монографическое исследование нацелено на изучение оптимальных путей решения проблемы формирования культуры личности в условиях Республики Бурятия, имеющих региональные особенности, детерминированные комплексом объективных социокультурных факторов. Важнейшим из этих факторов, во многом определяющим духовный склад, характер мировосприятия и культурный потенциал субъекта, проживающего в данном социокультурном пространстве, является народное, профессиональное классическое и современное искусство республики. Окружающее человека с раннего детства, оно как «сложная духовная деятельность, присущая человеческому обществу, выражающая своими специфическими средствами мысли, чувства, стремления, идеалы людей» [51, с. 20], в той или иной степени оказывает детерминирующее влияние на его внутренний мир. При этом изобразительное искусство и музыка как два традиционных духовнокультурных источника, обладающих своеобразной системой свойственных им и взаимодополняющих друг друга наглядно-художественных и музыкально-звуковых образных средств, имеют основополагающее значение на всех этапах культурного развития личности. Именно поэто3
Стр.3
му уже в детстве «надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» [105, с. 299]. Такое влияние столь важно потому, что «в искусстве заключены два огромных человеческих опыта. Во-первых, это профессиональный опыт данного искусства и, во-вторых, человековедческий, эмоционально-нравственный, отношенческий опыт человечества – форма и содержание искусства» [176, с. 48]. Не случайно в исследовании известного философа и социолога А.У. Фохт-Бабушкина «получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всесторонним духовным развитием, … о связи между художественным развитием людей и успешностью выполнения ими производственно-общественных функций» [248, с. 18], поскольку искусство обладает предельно широким спектром воздействия на развитие человека в силу объединения в «лоне своем» всех видов человеческой деятельности. В связи с этим в монографии рассматриваются содержание и функциональные возможности изобразительного и музыкального искусства Бурятии, а также особенности их реализации в качестве аутентичных культурных факторов и формирующих средств в условиях художественно-педагогического процесса и музыкальной образовательно-воспитательной деятельности. Наряду с методологическими аспектами раскрываемой гуманитарной проблемы значительное внимание уделяется освещению вопросов методики ее осуществления в различных видах культурно-развивающей работы с учащимися общеобразовательной школы. Приводимый в исследовании научный материал основан на анализе философских, исторических, этнографических, искусствоведческих, культурологических, педагогических источников, что позволило достаточно полно выявить развивающий потенциал различных видов и жанров изобразительного и музыкального искусства Бурятии. Вместе с тем инновационное программное содержание и эмпирическая составляющая работы в данном направлении, апробированные в реальном образовательно-воспитательном процессе, дают представление об эффективности культурно-развивающих возможностей искусства родного края. Последние реализуются с учетом принципа взаимосвязи действительности и искусства в русле целостного гармоничного развития личности. Несмотря на активное распространение в современном мире объективных тенденций, связанных с глобализацией культурных процессов, феномен национально-регионального искусства по-прежнему сохраняет свои незыблемые позиции и доминирующее влияние в культурном поле породившей его ойкумены, и его не могут заменить никакие культурные ценности, привнесенные извне. Мысль о приоритете национальной культуры в формировании личности как «предмета воспитания», при должном уважительном отношении к традициям других народов, находит убедительное обоснование в педагогических и культуроведческих трудах К.Д. Ушинского, А.А. Фортунатова, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Гумилева, Ю.М. Лотмана, В.А. Сухомлинского, Г.Г. Гачева, Д.С. Лихачева, Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова и других выдающихся ученых прошлого и современности, что подтверждает ее непреходящий характер и актуальность для новейшего периода эпохи XXI в. А потому влияние традиционной культуры и искусства родного края на подрастающее поколение – носителя и продолжателя духовных ценностей своего народа – должно оставаться наиболее действенным фактором в арсенале формирующих средств и в нынешнее, насыщенное новыми социальными тенденциями мультикультурное время. Стоящая перед современным обществом проблема совершенствования культурного развития личности получает отражение в теории и прикладной части концепции настоящего исследования, содержание которой основано на многолетнем опыте работы, связанной с педагогически целесообразным использованием развивающего потенциала изобразительного и музыкального искусства Бурятии. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ