ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный
университет»
Владимирское региональное отделение Владимирского общества РФ
Кафедра философии ВГГУ
Философия человека
в культурноисторическом
контексте
Владимир
2010
Стр.1
ББК 87.7
Философия человека в культурно-историческом контексте: Материалы
региональной (заочной) научной конференции, посвященной 80-летию
доктора философских наук, профессора кафедры философии ВГГУ Цаннкай-си
Федора Васильевича, декабрь 2009 года. - Владимир: Владимирский
государственный гуманитарный университет, 2010. – 350 с.
ISBN 978-5-8311-0475-2
Редакционная коллегия
Белоусов П.А. (главный редактор), Андреева Л.С. (отв. редактор),
Александрова Л.Ю., Тимаков Д.А.
Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов, студентов и
для всех интересующихся проблемами гуманизма.
Тексты докладов печатаются в авторской редакции.
© Коллектив авторов
2010
2
Стр.2
Посвящается 80-летию доктора
философских наук, профессора кафедры
философии ВГГУ Цанн-кай-си Федора
Васильевича, декабрь 2009 года.
ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ ЦАНН-КАЙ-СИ
Цанн-кай-си Федор Васильевич родился 10 декабря 1929 г. в г. Ленинграде. В
1955 г. окончил Костромской педагогический институт. С 1953 г. по 1956 г.
обучался в аспирантуре на кафедре истории зарубежной философии
философского факультета МГУ Кандидатскую диссертацию по теме
«Мировоззрение немецкого революционного демократа Г. Бюхнера»
защитил в 1963 г. в институте философии АН СССР. С 1964 г. по настоящее
время Федор Васильевич работает на кафедре философии Владимирского
государственного педагогического университета.
В 1973 г. выходит его первая монография «Проблема человека в работах
Маркса 40-х годов XIX века», а в 1975 г. Федор Васильевич защищает
докторскую диссертацию в Ленинградском государственном университете на
тему «Проблема человека в работах К. Маркса 40-х годов XIX века». С 1
сентября 1975 г. Цанн-кай-си Ф.В. - заведующий кафедрой философии
ВГПИ, духовным и научным руководителем которой является и сейчас. За
плодотворный труд в 1977 г. он был награжден знаком «Отличник народного
просвещения».
В 1978г. Цанн-каи-си присвоено звание профессора по кафедре
марксистско-ленинской философии, он открывает аспирантуру. Всего за
время работы с аспирантами Федором Васильевичем подготовлено
одиннадцать кандидатов философских наук. Философское сообщество знает
Цанн-кай-си Ф.В. и как авторитетного члена диссертационного Совета
Ивановского государственного университета. Кроме того, долгие годы он
занимается теоретической и методологической подготовкой аспирантов и
соискателей нефилософских специальностей. В 2001-2003 гг. Федором
Васильевичем подготовлен и издан курс лекций в двух частях - «Философия
как теоретическое мировоззрение» и «Исторические формы бытия
философии», где реализована разработанная им концепция преподавания
философии как теории мировоззрения. В 1980 г. Ф.В. Цанн-кай-си
присвоено звание «Отличник просвещения СССР».
3
Стр.3
За многолетний добросовестный творческий труд Цанн-кай-си Ф.В.
отмечен государственными наградами - медалями «Ветеран труда» и «За
доблестный труд».
Одновременно с научной и преподавательской деятельностью Федор
Васильевич вносит большой вклад в развитие философского знания и
культуры в регионе, с середины 80-х годов по настоящее время Ф.В. Цаннкай-си
- организатор и председатель Владимирского отделения
«Философского общества».
Научные и публицистические статьи Федора Васильевича публиковались
в журналах «Философские науки», «Вестник Московского университета»,
«Свободная мысль», «Новый мир», «Дружба народов», в центральной и
местной общественно-политической печати.
Под научным руководством Федора Васильевича кафедра исследует
философско-антропологическую и гуманистическую проблематику.
Результатом этих исследований стали коллективные научные сборники и
монографии. Среди них наиболее известны философской общественности:
«Феноменология духовного», «Духовность человеческого бытия»,
«Сущность и структура человеческого бытия», «Смысл человеческого
бытия», «Философская антропология и гуманизм».
Федор Васильевич Цанн-кай-си относится к тому неординарному типу
людей, которым тесно в границах частной жизни, которые, чувствуя себя
ответственными за то, что происходит с миром, делают историю. Они не
прячутся от обстоятельств, а, оказываясь в гуще событий, стремятся
самостоятельно понять и объяснить происходящее, найти прочные
ценностно-смысловые основания своих слов и действий. Потому они
последовательны в своих целях, преданны своим идеям. Так что и сама их
жизнь становится историей, дающей нам уроки достойного человеческого
бытия.
Конечно же, осуществление столь высокой социальной миссии Федора
Васильевича - это и заслуга его семьи, где он всегда находил заботу,
поддержку и понимание. Его супруга - Галина Петровна - всегда рядом: она
и друг, и личный секретарь. Вместе они вырастили двух дочерей, а сейчас
трое внуков вносят в их жизнь новые заботы и радости.
Начало социального становления Федора Васильевича приходится на
сложную и противоречивую эпоху. Исторические драмы XX века ушли в
прошлое, долгожданное послевоенное время рождает надежды и
предчувствие перемен, особенно у поколения, вступающего в жизнь. Однако
4
Стр.4
эта жажда достойного преобразования общества сталкивается с системой
жестоких идеологических ограничений, советская система не могла принять
ту меру свободы и человечности, которых ждали от нее «дети войны».
Они же, знавшие голод, нищету и сиротство, а многие и фронт, были
слишком смелы и любопытны. Судьбы этих «смелых и любопытных»
сложились по-разному, многие сломались или смирились с давлением
системы. Но были и те, кто, как Федор Васильевич, сумели сохранит
человеческое достоинство, состояться как личность, сохранить дух
поколения для истории.
Этот дух связал две половинки XX века в единый жизненный мир. Ведь
он формировался под влиянием и тех, кто помнил и любил старую Россию,
и тех, кто искренне верил в Советский Союз. Отсюда его имманентное
стремление преодолеть исторический разрыв сознания советского общества,
остановить процесс дегуманизации социального пространства.
Вопреки идеологическим усилиям официальной пропаганды, влияние этого дух
росло и, как только система дала первые сбои, появляется феномен
«шестидесятников
Понятно, что споры о смыслах, ценностях и социальном развитии не могли
обойти отечественную философию, где борьба идей приобретала характер
профессионального дискурса.
Здесь недостаточно было выйти на площадь или трибуну, важно было
убедительно и рационально, в рамках принятой научной парадигмы, обосновать
абсолютную ценность личности, свободы и достоинства человека. Как известно,
философские истина могут быть доказаны или опровергнуты только средствами
данной парадигмы, изнутри философской теории. Несмотря на всю скудность
исследовательских средств и методологических ограничений, присущих
марксистско-ленинской философии, некоторым это удавалось сделать.
Читая сегодня работы Федора Васильевича тех лет, можно восхищаться не
только гражданской смелостью, что стоит за самой постановкой рассматриваемых
им проблем, но и высокопрофессиональным уровнем их анализа. Это тот уровень,
который обеспечивает значимость научной работы независимо от места и времени.
Федор Васильевич внес значительный вклад в разработку гуманистических
аспектов марксистского мировоззрения, важнейшим из которых является
проблема преодоления отчуждения как фактора социально-исторической практики.
Федор Васильевич, несмотря ни на что, остается верным духу своего
поколения Смелость, жажда достойной жизни общества - и в его философии, и в
его жизни.
5
Стр.5
На лекции именно таких профессоров накануне и в период перестройки
собиралась по всей стране университетская молодежь. В аудиториях не хватало
стульев, лекции слушали стоя. Их высказывания цитировались в полемике
идейных споров, на их теоретические положения ссылались, освобождаясь от
интеллектуальной ограниченности и гражданской безответственности.
Эпоха перестройки выдвинула Федора Васильевича Цанн-кай-си на самый
верх социального строительства. С 1990г. он - народный депутат РСФСР, а с
1991 г. - член Верховного Совета СССР от Российской Федерации, входил в состав
Совета Республик Совета СССР. С присущими ему профессионализмом, четкой
нравственной и гражданской позицией он работал в составе Рабочей группы
Конституционной комиссии. Федор Васильевич является разработчиком раздела
«Гражданское общество» парламентского проекта Конституции. Теоретическое
обоснование этого раздела дано им в серии публикаций «Конституционного
вестника» за 1991-1993 гг.
Федор Васильевич Цанн-кай-си отдал много сил демократическим
преобразованиям в стране и области. Многие годы он сотрудничает с местными
СМИ. В его очерках, беседах, интервью читатели и слушатели всегда находят
смелые и мудрые суждения о вечных ценностях и острых вопросах современности.
Цанн-кай-си Ф.В. вел большую просветительскую работу. Избирался
председателем правления Владимирского областного общества «Знание».
В 1996-1997 гг. он возглавлял Совет по правам человека при главе
администрации Владимирской области.
Рядом с такими людьми, как Федор Васильевич, мир становится умнее,
честнее, человечнее.
6
Стр.6
Содержание
ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ ЦАНН-КАЙ-СИ………………………………………………………… 3
Раздел I. Философский гуманизм: история и современность…………………………. 7
Семенова О.А. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КАК ОСНОВАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА…………………………………………………………. 7
Мануйлов Н.В. НОВОЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИЗМ: ФИЛОСОФСКО
-КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ……………………………………………………………………13
Белоусов П.А. КАНТОВСКИЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК УТОПИЯ
НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО МИРА………………………………………….…………………22
Матвеев П.Е. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ М. ШЕЛЕРА………………………………………...52
Зеленцова М.Г. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………………… ……..64
Дубровская Е.А. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И «СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА»…….…74
Воронов А.И. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС ГУМАНИЗМА И МИР
ИСИХАЗМА: ФИЛОСОФСКИЕ ШАГИ ВОЗМОЖНОГО
СИНТЕЗА……………………………………………………………………………………….78
Гусев Д.В. ТЕМА ЭСХАТОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ……………………………………..81
Зейналов Г.Г. ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЧНЫЙ: ИННОВАЦИОННЫЕ
ГРАНИЦЫ ГУМАНИЗМА .…………………………………………………………88
Жульков М.В. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ……………………………………………………………...….93
Гонгало Е.Ф. «АТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ» ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА И
ФЕНОМЕН
ИГРЫ…………………………………………………………………………....…………….100
Меднис Н.В. ИДЕИ Н.Ф. ФЕДОРОВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. СЕТНИЦКОГО…………109
Пономарева С.А. ДЕТСТВО В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ…………….115
Гурьевская Л.А. УЧЕНИЕ ШОТЛАНДСКОЙ ШКОЛЫ О ЧЕЛОВЕКЕ……………….....119
Асафьева В.К. К АКТУАЛЬНОСТИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ
МАРКСА………………………………………………………………………………………125
Пономарев Д.Н. НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА…….………….…128
Шипелик О.В. УЧЕНИЕ МАРКСА О ЧЕЛОВЕКЕ В КОНТЕКСТЕ
ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА……………….134
Шарифуллина Я.Ш. ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО БЫТИЯ В
ТВОРЧЕСТВЕ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА…………………………………………………138
Тетенков Н.Б. УЧЕНИЕ С.КЬЕРКЕГОРА О ФОРМАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ…141
Раздел II. Феномен отчуждения человека в гуманитарных дискурсах…………..…..148
Голуб-Бережная М.П., Лаврухина И.М. ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………..…………….148
Ахметгалина Н.Н. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ…………………………………………………………………………………………156
Роговая В.И. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ
МИРЕ………………………………………………………………………………………….162
Тимофеева О.Э. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ЧЕРЕЗ ЕГО
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕНИЯ В
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ К.
МАРКСА……………………………………………………………………………………....167
Крупейников К.В. ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВЕ ………………………………171
348
Стр.348
Кунафин М.С. ОТЧУЖДЕНИЕ И ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ
ФЕНОМЕНЫ………………………………………………………………………………....176
Кильдибаева С.Р. СОЦИОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА ОТЧУЖДЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ …………………………………………………………….179
Калясина Н.А. КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА:
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД……………………………………………………………180
Рокитянская О.А. ПРОБЛЕМА ОТЧУЖДЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И
ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС……………………………………………………………….183
Жигунина Л.В. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ САМООТЧУЖДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА……………………………………………………………………………………185
Раздел III. Человек и его жизненный мир: философскоантропологические
и культурологические аспекты…………………………187
Катунина Н.С. ДУША И СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ И
ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………187
Бокатюк Г.А. ЯВЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА -
ВОЗМОЖНО, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ - В МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ?...200
Есина О.Ю ЧЕЛОВЕК КАК ЭМПИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ И СОВРЕМЕННАЯ
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ………………………………………………………………..211
Панов С.В., Ивашкин С.Н., ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: УСЛОВИЕ
ИСТИННОСТИ, ПОРЯДОК ВЕРБУМА И ПРАГМАТИКА СОГЛАСИЯ………………216
Прокопенко В.В. ЧЕЛОВЕК ОЦЕНИВАЮЩИЙ (О ТЕЗИСЕ ПРОТАГОРА И ЕГО
ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ)……………………………………………………………………….224
Колычева Е.Ю. СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО В
ЧЕЛОВЕКЕ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………..228
Даренский В.Ю. КОНЦЕПЦИЯ КРЕАТИВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ Г.С.
БАТИЩЕВА……………………………………………………………………………..…….234
Кузнецова А.Я. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ
ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………238
Привалова О.И. КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИСКУРС: РАЗВИТИЕ
ГАРМОНИЧНОГО ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………241
Скотникова Н.С. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО……………………247
Ишимская Е. В. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ……………………………………………………………......................252
Тимощук Е.А. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ МИРА КУЛЬТУРЫ И ЧЕЛОВЕКА В
ФЕНОМЕНОЛОГИИ Р. ИНГАРДЕНА……………………………………………………..254
Соловьянова М.Е. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
(ОПЫТ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Г. ЮНГА)………………………………256
Лехцнер В.Л. «СКРЫТАЯ ЭПИДЕМИЯ»: ДЭВИД МОРИС ПРОТИВ МЕДИЦИНСКОГО
МОНОПОЛОИЗМА НА ГЕРИЕНЕВТИКУ БОЛИ……………………………………..…261
Трушина Л.Е. РЕКЛАМНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ЯЗЫК ТЕЛЕСНЫХ
ПРАКТИК……………………………………………………………………………………268
Врыганова К.А. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЭМОЦИИ И ИХ МАСКИРОВКА……………………277
Морозов В.В ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
(КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)………………………………………………..…279
Воробьева Л.В. СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ КАК ПУТЬ К ГУМАНИЗАЦИИ
СОВРЕМЕНОГО ОБЩЕСТВА……………………………………………………………282
Ерышева В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
УСЛОВИЯХ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
349
Стр.349
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………………………………………………….286
Братникова И.Б. ДИСКУРС ПОСТМОДЕРНА И РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ
КУЛЬТУРА…………………………………………………………………………………290
Рыженкова Т.В., Дамов С.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ…………………………294
Снесарь В.И. ФЕНОМЕН ЗРИТЕЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА………………298
Солодовник К.Б. АНАЛОГИИ ПРОРИСОВКИ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
ПОСТМОДЕРНИЗМА И БАРОККО………………………………………………………308
Тимощук А.С. ОСОБЕННОСТИ РЕКУРРЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ HOMO
RELIGIOSIS………………………………………………………………………………….313
Аринин Е.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ: МЕЖДУ «РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ» И «СВЕТСКОСТЬЮ»……………………315
Шевченко А.Ю. О ЗНАЧЕНИИ ЛЮБВИ В СИСТЕМЕ ЦЕНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………………………321
Юсова В.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОСМЫСЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ
«ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ»…………………………………326
Ярченко Д.Р. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АКТИВИЗМ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ: ВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ГАРМОНИЧНОГО
ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОСТИ…………………………………………………………333
Метелева С. РЕКЛАМНЫЙ ИКОНОСИТАС……………………………………………….335
Клименко Н. С. ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ГЕНДЕРНАЯ
ДИСНАРМОНИЯ И ГЕНДЕРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ…………………………………………337
Никитчук К.Л., Блинова Т.К. ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МАЛЫХ
КОРЕННЫХ НАРОДОВ ТОМСКОГО СЕВЕРА КАК ГАРАНТ СОХРАНЕНИЯ
ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ……………………………………………………………339
Рындин В.А. О МЕТОДИКЕ И КУЛЬТУРЕПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ………342
350
Стр.350