Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Сёрен Кьеркегор: 5 форм человеческого бытия

0   0
Первый авторТетенков Николай Борисович
АвторыЛашов Владимир Владимирович
Издательство[Б.и.]
Страниц10
ID270228
АннотацияАвтор анализирует выделяемые С. Кьеркегором три основные формы человеческого бытия: эстетическая, этическая и религиозная, и две промежуточные: ироническая и комическая. Ироническую форму человеческого бытия Кьеркегор располагал между эстетической и этической формами, комическую форму – между этической и религиозной.
Тетенков, Н.Б. Сёрен Кьеркегор: 5 форм человеческого бытия / В.В. Лашов; Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.] .— 10 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270228 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кьеркегор выделяет три основные формы человеческого бытия: эстетическая, этическая и религиозная, и две промежуточные: ироническая и комическая. <...> Ироническую форму человеческого бытия он располагает между эстетической и этической формами, комическую форму – между этической и религиозной. <...> Кьеркегор ставил религиозную форму бытия выше других форм. <...> В русской философии подобную мысль высказывал С.Л. Франк. <...> Выделяя более глубинный слой бытия, чем объективная действительность, который он определяет как реальность, С.Л. Франк подчѐркивает, что в этой реальности и протекает жизнь человека. <...> Кьеркегора: «Современный «экзистенциализм»… имеет ту заслугу, что он снова (впервые – если не считать Паскаля – в лице его основателя Kierkegaard´a) обратил внимание, что «Existenz», непосредственное для – себя - бытие человека, есть нечто совсем иное, более глубокое и первичное, чем душевная жизнь как область объективного психологического познания, и есть реальность …» [1, с. <...> С.Л. Франк выделяет две сферы человеческого бытия, которые выводит из двойственности человеческого духа: «Подлинная граница между этими двумя сферами проходит в незримой глубине человеческого духа» [2, с. <...> Человек, относящийся к этой сфере, - творческий человек, руководствующийся автономной волей, но, по С.Л. Франку, это неподлинное бытие, потому что в своих основах оно опирается на вторую сферу. <...> Подобный подход позволяет использовать оппозицию подлинное – неподлинное бытие для различения сфер человеческого бытия, где как подлинное бытие определяется религиозная форма, остальные причисляются к неподлинным. <...> Кьеркегор отдаѐт предпочтение религиозной форме бытия, но он обозначил себя как одного из концептуальных персонажей, что, соответственно, не даѐт ему преимущества перед другими персонажами, представляющими другие формы бытия, и каждый из этих персонажей убеждѐн, что именно его форма бытия является подлинной. <...> Это даѐт возможность иной, неиерархической <...>
Сёрен_Кьеркегор_5_форм_человеческого_бытия.pdf
Сёрен Кьеркегор: 5 форм человеческого бытия. Лашов В.В, Тетенков Н.Б. С. Кьеркегор выделяет три основные формы человеческого бытия: эстетическая, этическая и религиозная, и две промежуточные: ироническая и комическая. Ироническую форму человеческого бытия он располагает между эстетической и этической формами, комическую форму – между этической и религиозной. Традиционно пять форм человеческого бытия, рассматриваемых С. Кьеркегором, комментаторы выстраивают иерархически: от «низшей» эстетической к «высшей» религиозной. Такая точка зрения уходит корнями в неоплатоническую и средневековую традицию, где иерархический статус форм бытия определяется степенью близости – дальности к Единому или Богу, тем более, что и сам С. Кьеркегор ставил религиозную форму бытия выше других форм. В русской философии подобную мысль высказывал С.Л. Франк. Выделяя более глубинный слой бытия, чем объективная действительность, который он определяет как реальность, С.Л. Франк подчѐркивает, что в этой реальности и протекает жизнь человека. Открытие этого факта он считает заслугой С. Кьеркегора: «Современный «экзистенциализм»… имеет ту заслугу, что он снова (впервые – если не считать Паскаля – в лице его основателя Kierkegaard´a) обратил внимание, что «Existenz», непосредственное для – себя - бытие человека, есть нечто совсем иное, более глубокое и первичное, чем душевная жизнь как область объективного психологического познания, и есть реальность …» [1, с. 270]. С.Л. Франк выделяет две сферы человеческого бытия, которые выводит из двойственности человеческого духа: «Подлинная граница между этими двумя сферами проходит в незримой глубине человеческого духа» [2, с. 273]. Первая сфера – это «мирская» сфера человеческого бытия. Человек, относящийся к этой сфере, - творческий человек, руководствующийся автономной волей, но, по С.Л. Франку, это неподлинное бытие, потому что в своих основах оно опирается на вторую сферу. Вторая сфера – это «священная» сфера человеческого бытия. Человек, принадлежащий к религиозной сфере, не деятель, но «как бы лоно, воспринимающее и отражающее в нѐм Бога» [3, с. 322]. Подобный подход позволяет использовать оппозицию подлинное – неподлинное бытие для различения сфер человеческого бытия, где как подлинное бытие определяется религиозная форма, остальные причисляются к неподлинным. Хотя С. Кьеркегор отдаѐт предпочтение религиозной форме бытия, но он обозначил себя как одного из концептуальных персонажей, что,
Стр.1