Кьеркегор выделяет три основные формы человеческого бытия:
эстетическая, этическая и религиозная, и две промежуточные:
ироническая и комическая. <...> Ироническую форму человеческого бытия он
располагает между эстетической и этической формами, комическую
форму – между этической и религиозной. <...> Кьеркегор ставил
религиозную форму бытия выше других форм. <...> В русской философии подобную мысль высказывал С.Л. Франк. <...> Выделяя
более
глубинный
слой
бытия,
чем
объективная
действительность, который он определяет как реальность, С.Л. Франк
подчѐркивает, что в этой реальности и протекает жизнь человека. <...> Кьеркегора: «Современный
«экзистенциализм»… имеет ту заслугу, что он снова (впервые – если не
считать Паскаля – в лице его основателя Kierkegaard´a) обратил внимание,
что «Existenz», непосредственное для – себя - бытие человека, есть нечто
совсем иное, более глубокое и первичное, чем душевная жизнь как
область объективного психологического познания, и есть реальность …»
[1, с. <...> С.Л. Франк выделяет две сферы человеческого бытия, которые
выводит из двойственности человеческого духа: «Подлинная граница
между этими двумя сферами проходит в незримой глубине человеческого
духа» [2, с. <...> Человек, относящийся к этой сфере, - творческий человек,
руководствующийся автономной волей, но, по С.Л. Франку, это
неподлинное бытие, потому что в своих основах оно опирается на вторую
сферу. <...> Подобный
подход позволяет использовать оппозицию подлинное – неподлинное
бытие для различения сфер человеческого бытия, где как подлинное
бытие определяется религиозная форма, остальные причисляются к
неподлинным. <...> Кьеркегор отдаѐт предпочтение религиозной форме бытия,
но он обозначил себя как одного из концептуальных персонажей, что,
соответственно, не даѐт ему преимущества перед другими персонажами,
представляющими другие формы бытия, и каждый из этих персонажей
убеждѐн, что именно его форма бытия является подлинной. <...> Это даѐт
возможность иной, неиерархической <...>
Сёрен_Кьеркегор_5_форм_человеческого_бытия.pdf
Сёрен Кьеркегор: 5 форм человеческого бытия.
Лашов В.В, Тетенков Н.Б.
С. Кьеркегор выделяет три основные формы человеческого бытия:
эстетическая, этическая и религиозная, и две промежуточные:
ироническая и комическая. Ироническую форму человеческого бытия он
располагает между эстетической и этической формами, комическую
форму – между этической и религиозной.
Традиционно пять форм человеческого бытия, рассматриваемых С.
Кьеркегором, комментаторы выстраивают иерархически: от «низшей»
эстетической к «высшей» религиозной. Такая точка зрения уходит
корнями в неоплатоническую и средневековую традицию, где
иерархический статус форм бытия определяется степенью близости –
дальности к Единому или Богу, тем более, что и сам С. Кьеркегор ставил
религиозную форму бытия выше других форм.
В русской философии подобную мысль высказывал С.Л. Франк.
Выделяя более глубинный слой бытия, чем объективная
действительность, который он определяет как реальность, С.Л. Франк
подчѐркивает, что в этой реальности и протекает жизнь человека.
Открытие этого факта он считает заслугой С. Кьеркегора: «Современный
«экзистенциализм»… имеет ту заслугу, что он снова (впервые – если не
считать Паскаля – в лице его основателя Kierkegaard´a) обратил внимание,
что «Existenz», непосредственное для – себя - бытие человека, есть нечто
совсем иное, более глубокое и первичное, чем душевная жизнь как
область объективного психологического познания, и есть реальность …»
[1, с. 270].
С.Л. Франк выделяет две сферы человеческого бытия, которые
выводит из двойственности человеческого духа: «Подлинная граница
между этими двумя сферами проходит в незримой глубине человеческого
духа» [2, с. 273]. Первая сфера – это «мирская» сфера человеческого
бытия. Человек, относящийся к этой сфере, - творческий человек,
руководствующийся автономной волей, но, по С.Л. Франку, это
неподлинное бытие, потому что в своих основах оно опирается на вторую
сферу. Вторая сфера – это «священная» сфера человеческого бытия.
Человек, принадлежащий к религиозной сфере, не деятель, но «как бы
лоно, воспринимающее и отражающее в нѐм Бога» [3, с. 322]. Подобный
подход позволяет использовать оппозицию подлинное – неподлинное
бытие для различения сфер человеческого бытия, где как подлинное
бытие определяется религиозная форма, остальные причисляются к
неподлинным.
Хотя С. Кьеркегор отдаѐт предпочтение религиозной форме бытия,
но он обозначил себя как одного из концептуальных персонажей, что,
Стр.1