В.В. Лашов , Н.Б. Тетенков
Роль псевдонимов в философии С. <...> Кьеркегора важна, потому что интерпретация псевдонимов
определяет понимание его философии. <...> В статье рассматриваются эстетические, биографические,
психологические, экзистенциальные интерпретации псевдонимов С. <...> Кьеркегора, интерпретация
псевдонимов как способа непрямой коммуникации и т.д. <...> Кьеркегора, сталкивается
с его многочисленными псевдонимами, которые ведут оживлённый диспут между
собой. <...> Здесь закономерно возникает вопрос: какое значение имеют все эти
псевдонимы? <...> предлагает самое радикальное решение этой проблемы: он полностью
отождествляет С. <...> Кьеркегора с псевдонимами: «субъективный мыслитель Киркегора не
меняет маски – выстрадан и оплачен каждый эпизод реализации жизненного
принципа»[1]. <...> Каждый псевдоним экзистенциально выражает мировоззрение определённой
формы человеческого бытия, имеющей строгие, определённые границы. <...> Кьеркегору,
пять: эстетическая, ироническая, этическая, юмористическая и религиозная – так что
один человек не в состоянии прожить все пять форм человеческого бытия. <...> Например, в
«Заключительном ненаучном постскриптуме» он пишет: «Моя псевдонимность или
полинимия не имеет причинного основания в моей личности…., но она имеет
сущностное основание в характере творчества, которое ради строк, приписываемых
авторам и психологически разнообразным различиям в индивидуальности, требует
полного равнодушия к добру и злу, раскаянию и высокому духу, отчаянию и
самонадеянности, страданию и ликованию и т.д. <...> Кьеркегор отличает себя от псевдонимов и
принадлежности к различным формам бытия: «Я религиозный субъект, и псевдонимы
мне чужды»[3]. <...> И наконец, в «Дневниках» он пишет: «Автором псевдонимов я являюсь
лишь во вторичном значении слова…. <...> Тот, кто не понял отстраняющей роли псевдонимов и в
заблуждении подменил их моим существующим «я», тот не понял идеи моего
творчества и сам себя обманул»[4]. <...> Ряд комментаторов пытаются <...>
Роль_псевдонимов_в_философии_Сёрена_Кьеркегора.pdf
РОЛЬ ПСЕВДОНИМОВ В ФИЛОСОФИИ С. КЬЕРКЕГОРА
В.В. Лашов , Н.Б. Тетенков
Роль псевдонимов в философии С. Кьеркегора важна, потому что интерпретация псевдонимов
определяет понимание его философии. В статье рассматриваются эстетические, биографические,
психологические, экзистенциальные интерпретации псевдонимов С. Кьеркегора, интерпретация
псевдонимов как способа непрямой коммуникации и т.д.
Ключевые слова: Кьеркегор, Шестов, псевдоним, концептуальный персонаж, литературный герой.
Каждый, кто обращается к философскому наследию С. Кьеркегора, сталкивается
с его многочисленными псевдонимами, которые ведут оживлённый диспут между
собой. Здесь закономерно возникает вопрос: какое значение имеют все эти
псевдонимы? Этот вопрос невозможно игнорировать, потому что ответ на него
определяет, какую интерпретацию в дальнейшем получат философские взгляды С.
Кьеркегора.
Существует широкий спектр мнений комментаторов философии С. Кьеркегора
по поводу значения его псевдонимов, основные из которых мы представим в данной
статье и постараемся указать, почему мы считаем, что эти мнения не отвечают на
поставленный вопрос и, в свою очередь, предложим собственный ответ на этот вопрос.
В. Долгов предлагает самое радикальное решение этой проблемы: он полностью
отождествляет С. Кьеркегора с псевдонимами: «субъективный мыслитель Киркегора не
меняет маски – выстрадан и оплачен каждый эпизод реализации жизненного
принципа»[1]. Данное мнение представляется нам ошибочным по следующим
основаниям:
1) подобное отождествление псевдонимов и С. Кьеркегора чрезмерно упрощает
и огрубляет идеи С. Кьеркегора, в данном случае вместе с водой выплёскивается и
ребёнок. Каждый псевдоним экзистенциально выражает мировоззрение определённой
формы человеческого бытия, имеющей строгие, определённые границы.
Соответственно, уже по этой причине невозможно просто отмахнуться от псевдонимов,
они необходимое звено в замысле С. Кьеркегора. Всего таких форм, по С. Кьеркегору,
пять: эстетическая, ироническая, этическая, юмористическая и религиозная – так что
один человек не в состоянии прожить все пять форм человеческого бытия. Ведь одна из
основных тем философии С. Кьеркегора – тема самоопределения, необходимость
принять ценности одной из форм и сделать осознанный выбор в её пользу.
2) Данная точка зрения игнорирует мнение самого С. Кьеркегора, который
неоднократно подчёркивал, что ошибочно отождествлять его с псевдонимами. В
доказательство приведём несколько цитат из работ С. Кьеркегора. Например, в
«Заключительном ненаучном постскриптуме» он пишет: «Моя псевдонимность или
полинимия не имеет причинного основания в моей личности…., но она имеет
сущностное основание в характере творчества, которое ради строк, приписываемых
авторам и психологически разнообразным различиям в индивидуальности, требует
полного равнодушия к добру и злу, раскаянию и высокому духу, отчаянию и
самонадеянности, страданию и ликованию и т.д. Творчество, которое ограничено
исключительно идеально, благодаря психологическому постоянству и тому, что
настоящие личности не отважутся себе позволить в действительных моральных
Стр.1