К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
ПРИ АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФИИ С. <...> КЬЕРКЕГОРА
До сих пор в комментариях к философии С. <...> Кьеркегора сохраняется
тенденция объяснять его философские взгляды через факты биографии,
психологические особенности его характера или то и другое вместе, сводя, тем
самым, всю сложность философии С. <...> Кьеркегора к биографическим фактам
или психологическим особенностям его характера. <...> Не отрицая правомерности
биографического метода, мы хотим показать, что использование только этого
метода приводит к неоправданному упрощению и обеднению его философских
поисков. <...> Причин, почему эта тенденция так живуча, можно назвать несколько:
Самое очевидное объяснение лежит на поверхности: С. <...> Кьеркегор в
качестве предмета рефлексии использовал некоторые факты из своей
биографии, и по этой причине в скриптизации бытия многие комментаторы
философии С. <...> 29]
Методы, которые используются при изучении философских взглядов С. <...> Кьеркегора, также вольно и невольно «подталкивают» исследователя
обратиться к биографии датского философа. <...> Кьеркегор в
своём творчестве синтезирует философию и литературу. <...> При изучении
литературных произведений довольно часто используется биографический
метод, основателем которого называют Ш.О. Сент-Бева, соответственно,
данный метод используется на этом основании при анализе творчества С. <...> Дильтею, исторический разум способен достичь
объективного знания, одним из способов достижения такого знания является
автобиография философа: «Постижение и истолкование собственной жизни
проходит
ряд
ступеней:
наиболее
совершенная
их
экспликация
–
автобиографии. <...> Здесь Я постигает свой жизненный путь так, что осознаётся
1
человеческий субъект, исторические отношения, в которые оно вплетено. <...> 141]
Психоанализ и экзистенциализм, обращаясь к психологическому портрету
философа, идут по пути исследования, предложенным герменевтикой. <...> Кьеркегор принадлежит к числу тех философов <...>
К_ВОПРОСУ_О_ВОЗМОЖНОСТЯХ_БИОГРАФИЧЕСКОГО_МЕТОДА_ПРИ_АНАЛИЗЕ_ФИЛОСОФИИ_С._КЬЕРКЕГОРА__Вестник_Ленинградского_государственного_университета_им._А.С._Пушкина._2010._Т._2._№_2._С._27-34..pdf
Лашов В.В. Тетенков Н.Б.
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ БИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА
ПРИ АНАЛИЗЕ ФИЛОСОФИИ С. КЬЕРКЕГОРА
До сих пор в комментариях к философии С. Кьеркегора сохраняется
тенденция объяснять его философские взгляды через факты биографии,
психологические особенности его характера или то и другое вместе, сводя, тем
самым, всю сложность философии С. Кьеркегора к биографическим фактам
или психологическим особенностям его характера. Не отрицая правомерности
биографического метода, мы хотим показать, что использование только этого
метода приводит к неоправданному упрощению и обеднению его философских
поисков. Причин, почему эта тенденция так живуча, можно назвать несколько:
Самое очевидное объяснение лежит на поверхности: С. Кьеркегор в
качестве предмета рефлексии использовал некоторые факты из своей
биографии, и по этой причине в скриптизации бытия многие комментаторы
философии С. Кьеркегора видят главный мотив его творчества. [6: с. 29]
Методы, которые используются при изучении философских взглядов С.
Кьеркегора, также вольно и невольно «подталкивают» исследователя
обратиться к биографии датского философа. Как известно, С. Кьеркегор в
своём творчестве синтезирует философию и литературу. При изучении
литературных произведений довольно часто используется биографический
метод, основателем которого называют Ш.О. Сент-Бева, соответственно,
данный метод используется на этом основании при анализе творчества С.
Кьеркегора. [4: с. 582]
Герменевтический метод, используемый в философии, также отсылает нас
к биографии. По В. Дильтею, исторический разум способен достичь
объективного знания, одним из способов достижения такого знания является
автобиография философа: «Постижение и истолкование собственной жизни
проходит ряд ступеней: наиболее совершенная их экспликация –
автобиографии. Здесь Я постигает свой жизненный путь так, что осознаётся
1
Стр.1