Ироник как множественная субъективность
Само понятие «субъективность» у С. <...> Кьеркегора мы встречаем
в его диссертации «О понятии иронии с постоянной ссылкой на
Сократа», в которой субъективность определяется через иронию:
«Ирония - это первое и наиболее абстрактное определение
субъективности»1. <...> И раз в иронике выражает себя субъективность, причѐм речь
идѐт о множественной субъективности, то закономерно рассмотреть
те особенности ироника, которые позволили возникнуть в нѐм
субъективности. <...> Кьеркегору, ироник возникает в поворотные моменты
истории, когда старая действительность сталкивается с новой
действительностью,
и
первое
проявление
субъективности <...> Исходя из этого можно выделить первую особенность:
ироничный
субъект
не
принадлежит
только
старой
действительности - настоящему, он обращѐн к будущему: «Он
борется за новое, он стремится уничтожить, то, что представляется
ему отжившим, но его цель состоит не столько в уничтожении
старого, сколько в осуществлении нового, и тем самым, косвенно, в
уничтожении старого»2. <...> Для ироника характерно темпоральное сопряжение, он не
живѐт только в настоящем, так как прошлое и настоящее чужды ему,
он обращѐн к будущему, которое является задачей, которую
необходимо исполнить. <...> Таким образом, будущее, а не настоящее
задаѐт смысл его жизни. <...> в
работе
«Автор
и
герой
в
эстетической
деятельности»: «Моѐ определение самого себя дано мне (вернее,
дано как задание, данность заданности) не в категориях временного
бытия, а в категориях ещѐ – не – бытия, в категориях цели и смысла,
в смысловом будущем, враждебном всякой наличности моей в
прошлом и настоящем. <...> Быть для себя самого – значит ещѐ
предстоять себе»3. <...> Более детальный
анализ негативной и позитивной свободы (свободы «от» и свободы
«для») можно найти у Э. <...> Кьеркегор же подчѐркивает, что в сдержанной иронии свобода
приобретает позитивный характер и открывает для ироника
возможность творчества, созидания собственной <...>
Ироник_как_множественная_субъективность.pdf
Ироник как множественная субъективность
Само понятие «субъективность» у С. Кьеркегора мы встречаем
в его диссертации «О понятии иронии с постоянной ссылкой на
Сократа», в которой субъективность определяется через иронию:
«Ирония - это первое и наиболее абстрактное определение
субъективности»1.
И раз в иронике выражает себя субъективность, причѐм речь
идѐт о множественной субъективности, то закономерно рассмотреть
те особенности ироника, которые позволили возникнуть в нѐм
субъективности. Здесь закономерен вопрос: когда возникает сам
ироник?
По С. Кьеркегору, ироник возникает в поворотные моменты
истории, когда старая действительность сталкивается с новой
действительностью, и первое проявление субъективности С.
Кьеркегор связывает с Сократом. Сократ, по С. Кьеркегору, был
чужд «греческости», и, уничтожая еѐ, использовал иронию.
Исходя из этого можно выделить первую особенность:
субъект
ироничный
не принадлежит
только
действительности - настоящему, он обращѐн к будущему: «Он
борется за новое, он стремится уничтожить, то, что представляется
ему отжившим, но его цель состоит не столько в уничтожении
старого, сколько в осуществлении нового, и тем самым, косвенно, в
уничтожении старого»2.
Для ироника характерно темпоральное сопряжение, он не
живѐт только в настоящем, так как прошлое и настоящее чужды ему,
он обращѐн к будущему, которое является задачей, которую
необходимо исполнить. Таким образом, будущее, а не настоящее
задаѐт смысл его жизни.
старой
Стр.1