Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ироник как множественная субъективность

0   0
АвторыТетенков Николай Борисович
Издательство[Б.и.]
Страниц12
ID270222
АннотацияВ статье рассматривается одна из актуальных проблем современной философии – проблема множественной субъективности. К этой теме обратился в своём творчестве датский философ С. Кьеркегор, который не только попытался теоретически осмыслить эту проблему, но и практически выразил её в концептуальных персонажах.
Ироник как множественная субъективность / Н.Б. Тетенков .— : [Б.и.], 2003 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/270222 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ироник как множественная субъективность Само понятие «субъективность» у С. <...> Кьеркегора мы встречаем в его диссертации «О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа», в которой субъективность определяется через иронию: «Ирония - это первое и наиболее абстрактное определение субъективности»1. <...> И раз в иронике выражает себя субъективность, причѐм речь идѐт о множественной субъективности, то закономерно рассмотреть те особенности ироника, которые позволили возникнуть в нѐм субъективности. <...> Кьеркегору, ироник возникает в поворотные моменты истории, когда старая действительность сталкивается с новой действительностью, и первое проявление субъективности <...> Исходя из этого можно выделить первую особенность: ироничный субъект не принадлежит только старой действительности - настоящему, он обращѐн к будущему: «Он борется за новое, он стремится уничтожить, то, что представляется ему отжившим, но его цель состоит не столько в уничтожении старого, сколько в осуществлении нового, и тем самым, косвенно, в уничтожении старого»2. <...> Для ироника характерно темпоральное сопряжение, он не живѐт только в настоящем, так как прошлое и настоящее чужды ему, он обращѐн к будущему, которое является задачей, которую необходимо исполнить. <...> Таким образом, будущее, а не настоящее задаѐт смысл его жизни. <...> в работе «Автор и герой в эстетической деятельности»: «Моѐ определение самого себя дано мне (вернее, дано как задание, данность заданности) не в категориях временного бытия, а в категориях ещѐ – не – бытия, в категориях цели и смысла, в смысловом будущем, враждебном всякой наличности моей в прошлом и настоящем. <...> Быть для себя самого – значит ещѐ предстоять себе»3. <...> Более детальный анализ негативной и позитивной свободы (свободы «от» и свободы «для») можно найти у Э. <...> Кьеркегор же подчѐркивает, что в сдержанной иронии свобода приобретает позитивный характер и открывает для ироника возможность творчества, созидания собственной <...>
Ироник_как_множественная_субъективность.pdf
Ироник как множественная субъективность Само понятие «субъективность» у С. Кьеркегора мы встречаем в его диссертации «О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа», в которой субъективность определяется через иронию: «Ирония - это первое и наиболее абстрактное определение субъективности»1. И раз в иронике выражает себя субъективность, причѐм речь идѐт о множественной субъективности, то закономерно рассмотреть те особенности ироника, которые позволили возникнуть в нѐм субъективности. Здесь закономерен вопрос: когда возникает сам ироник? По С. Кьеркегору, ироник возникает в поворотные моменты истории, когда старая действительность сталкивается с новой действительностью, и первое проявление субъективности С. Кьеркегор связывает с Сократом. Сократ, по С. Кьеркегору, был чужд «греческости», и, уничтожая еѐ, использовал иронию. Исходя из этого можно выделить первую особенность: субъект ироничный не принадлежит только действительности - настоящему, он обращѐн к будущему: «Он борется за новое, он стремится уничтожить, то, что представляется ему отжившим, но его цель состоит не столько в уничтожении старого, сколько в осуществлении нового, и тем самым, косвенно, в уничтожении старого»2. Для ироника характерно темпоральное сопряжение, он не живѐт только в настоящем, так как прошлое и настоящее чужды ему, он обращѐн к будущему, которое является задачей, которую необходимо исполнить. Таким образом, будущее, а не настоящее задаѐт смысл его жизни. старой
Стр.1