ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Сивухина Е. А., 2014
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА:
К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ
В статье раскрываются теоретические основы формирования
художественного вкуса. <...> Показано, что обращение к данной проблеме
ведет свое начало из древних культур Индии и Китая, продолжаясь
в эстетических концепциях Древней Греции. <...> В XVII веке формирование вкуса становится одной из центральных философско-эстетических проблем. <...> Ключевые слова: художественный вкус, стиль, восприятие
Обращение к проблеме художественного
вкуса берет свое начало в глубокой древности,
когда в культуре Древней Индии и Древнего Китая III–IX тысячелетия до нашей эры начали вырабатываться его нормы. <...> В эстетических концепциях философов
Древней Греции появляются предпосылки осмысления двойственной природы вкуса: как объективного и субъективного явления. <...> Аристотель исследует вкус как объективное явление, Платон изучает
его субъективные свойства. <...> При этом необходимым условием проявления художественного вкуса
Аристотель считал целостность восприятия. <...> Связь
вкуса с феноменом восприятия художественных
произведений отмечали и другие античные авторы. <...> В это же время вкус начинает проявлять
свою педагогическую функцию, обнаруживая
взаимосвязь с категорией «стиль». <...> Так, философ
Плутарх в трактате «О музыке» объединяет эти
категории в понятии «воспитательный стиль»
и советует тем, кто желает в музыке «соблюсти
требования красоты и изящного вкуса, подражать старинному стилю» [6, с. <...> Но лишь в эпоху классицизма начинается
исследование вкуса как эстетической категории. <...> Он также связывает понятие «вкус» с
«общественным идеалом» и «идеалом образования», полагая, что вкус способен «формировать
эпоху» посредством «общности суждений». <...> В XVII веке проблема формирования художественного вкуса занимает одно из центральных мест в философско-эстетической полемике. <...> Их трактовкам
свойственны общие черты <...>