Учредитель – Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский
государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Журнал имеет целью обсуждение и пропаганду научных исследований, посвященных
актуальным вопросам теории и практики образования:
• разработке методологических оснований исследований, проектирования и реализации
образовательного процесса;
• непрерывности, целостности образования в единстве его базового и дополнительного
компонентов, формальной, неформальной и информальной составляющих, образования как
целостности воспитания и обучения;
• международному сотрудничеству в сфере образования;
• обеспечению и измерению качества образовательного процесса.
Редакционная коллегия серии:
И.О. Котлярова, д.п.н., проф. (отв. редактор);
Г.Н. Сериков, д.п.н., проф. (зам. отв. редактора);
Л.В. Астахова, д.п.н., проф.;
Г. Дин, д. филос., проф.
(Китайская Народная Республика);
Н.П. Ким, д.п.н., проф. (Республика Казахстан);
В.В. Лихолетов, д.п.н., проф.;
И.В. Резанович, д.п.н., проф.;
Т.Н. Третьякова, д.п.н., проф.;
М.А. Волкова, к.п.н., доцент (отв. секретарь)
Стр.1
South Ural State University
The journal is targeted at the discussion and dissemination of the important research conducted in the
theory and practice of education:
• methodological grounds of research, design and implementation of the educational process;
• continuity and integrity of education in terms of its basic and additional components, formal and
informal components, education as the integrity of upbringing and training;
• international cooperation in the field of education;
• ensuring and measuring the quality of the educational process.
Editorial Board:
I.O. Kotlyarova, Doctor of Pedagogy, Professor (executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
G.N. Serikov, Doctor of Pedagogy, Professor (deputy executive editor), South Ural State University, Chelyabinsk,
Russian Federation;
L.V. Astakhova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
G. Ding, Doctor of Philosophy, Professor, Hebei Vocational college of Foreign Languages, Qinhuangdao, People's
Republic of China;
N.P. Kim, Doctor of Pedagogy, Professor, A. Baitursynov Kostanai State University, Kostanay, Republic of
Kazakhstan;
V.V. Likholetov, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
I.V. Rezanovich, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
T.N. Tretyakova, Doctor of Pedagogy, Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation;
M.A. Volkova, Candidate of Pedagogy, Assistant professor (executive secretary), South Ural State University,
Chelyabinsk, Russian Federation
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ .................... ………………………………………………….... 5
ИНФОРМАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ...........................................................................................
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ
СЕРИКОВ Г.Н. Личный энергоресурс как основа жизнедеятельности человека ................................ 7
УВАРИНА Н.В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации
учащихся ............................................................................................................................................................. 20
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СЕРИКОВ С.Г., БОГДАН Н.В. Стратегическое планирование в образовательной организации .... 26
ВОПРОСЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАРОНЕНКО А.С. О некоторых проблемах формирования философской культуры старшеклассников
в учебном процессе .................................................................................................. 40
ДАММЕР М.Д. Метапредметное содержание учебного предмета ...................................................... 46
БАСКОВ С.В. Структура и сущность информационно-познавательной деятельности учащихся ...... 53
ЖОЛДАСБАЕВА С.А. Содержание системы формирования социокультурной компетенции
у старшеклассников школы-интерната .................................................................................................. 62
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АСТАХОВА Л.В. Педагогическая компетенция будущего специалиста по защите информации
в вузе: проблема развития и понятие ...................................................................................................... 69
ТЯГУНОВА Ю.В. Модель проектирования образовательно-научного процесса в университете ... 77
САФРОНОВА М.А. Образовательный потенциал учебно-профессиональной деятельности
иноязычных студентов ............................................................................................................................. 89
ХМАРОВА Л.И., СЕМАШКО Л.А., ПУТИНА Ж.В. Развитие профессиональной иноязычной
компетенции студентов неязыковых специальностей .......................................................................... 96
ВОЛКОВА М.А. Формирование гражданской культуры студентов при осуществлении внеучебной
работы как основа для профилактики экстремизма ................................................................... 102
ГОРЕЛОВА А.В. Формирование навыков стратегического решения коммуникативных задач
у будущих менеджеров ...................................................................................................................... 109
МОРОЗОВА И.Г. Повышение межкультурной компетенции участников образовательного процесса
при дистанционном обучении иностранных студентов ............................................................. 115
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
МОРОЗКОВА Н.А. Методологические подходы к исследованию проблемы развития самостоятельной
деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях .................. 121
6
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки»
Издательский центр ЮУрГУ, 2014
3
Стр.3