I ИБИРСКИИ У
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УЧРЕДИТЕЛИ:
Департамент образования Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
Зам. главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературный редактор
Ю. А. Бурматова
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Р. О. Агавелян, д-р психол наук, проф , зав. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
О. К. Агавелян. д-р психол. наук, проф каф коррекционной
педагогики и специальной психологии
НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд биол. наук, начальник отдела
кадровой политики департамента образования
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебно-методической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., декан фак-та повышения
квалификации НГПУ
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доц., зав каф педагогики
НИПКиПРО
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф зав каф гуманитарного
образования НИПКиПРО, почётный
работник общего образования РФ
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф каф. педагогики
НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г Кемерово
В. В. Иванов, руководитель департамента образования
Новосибирской области, канд. пед. наук,
заслуженный учитель РФ
О. Г. Косиненко, учитель высш. квалиф. категории,
зам. директора по НМР МОУ «Гимназия №11» г. Новосибирска,
заслуженный учитель РФ
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
М. П. Пальянов д-р пед. наук, проф., зав лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед
наук, проф., зав. каф. педагогики АптГУ
Т. В. Смолеусова. канд. пед наук, доц., проф. каф
начального образования НИПКиПРО, почётный работник
общего образования РФ
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед
наук, проф., председатель Сибирского отделения
РАО, г Красноярск
Корректор Оксана Иващенко
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод оглавления Надежды Буланкиной,
Яны Батуриной
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел.: (383) 223-56-96 E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в
Международном регистрационном каталоге.
Для печатной Bepcnn:ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
© Журнал «Сибирский учитель», 2010. При перепечатке ссылка на журнал обязательна.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Per. № ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года
Подписано в печать 27.02.10. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Helvetica. Печать RISO.
Усл. печ. л. 8,5. Тираж 1000 экз.
Издательство НИПКиПРО 630007, Новосибирск, Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
Отпечатано в типографии НИПКиПРО
На первой странице обложки: Л Г. Твердякова,
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории гимназии № 1 г. Новосибирска, отличник
народного просвещения
Фото на обложке: Игоря Пашиева
Золотая Медаль
Сибирской Ярмарки «УчСиб—2000»
Ц ИТЕЛЬ Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Электронная версия: http://www.sibuch.ru
Стр.1
В номере:
АБРИС ПРОБЛЕМЫ
Синенко В. Я.
Инновации в образовании — от понимания к реализации
В НАУЧНОМ ПОИСКЕ
Пешков Н. И.
Влияние «профессионального выгорания» на мотивы деятельности учителей физической
культуры и тренеров ДЮСШ
УЧИТЕЛЬСКИЕ ДИНАСТИИ
Букарева Н. Н.
«Учитель, перед именем твоим
Южаков М. С.
История моей учительской династии
Сыроквашина (Серебрякова) И. Б.
Традиции преподавания и наставничества в истории нашей семьи
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Бродовская 3. В.. Волчек М. Г., Дмитриенко 3. И., Молокова А. В., Смолеусова Т. В.
ФГОС начального общего образования в Новосибирской области: проблемы апробации
и перспективы внедрения
Морелова С. Н., Валитова Л. М., Репка Т. И.
Организация рефлексивного пространства как фактор индивидуализации обучения
на проблемно-диалогическом уроке
Ликсонова Э. Л.
Программа «Развитие коммуникативной компетентности педагога образовательного
учреждения»
Панарина С. Д.
Культура безопасности на уроках технологии
ПРИГЛАШАЕМ К ЗНАКОМСТВ У
Буланкина Н. Е.
Становление и развитие кафедры гуманитарного образования
Лазарева В. А.
Нравственное воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе с учащимися
Кирилина Л. И.
Современные технологии обучения русскому языку и профессиональная компетентность
учителя
Кузнецов И. В.
«Повести Белкина» А. С. Пушкина в русском литературном процессе
Ларионова Н. К.
Нравственные и философские искания А. С. Пушкина
НАШ МЕТОДКАБИНЕТ
Смолеусова Т. В.. Зайкова Ю. П.
Математические экскурсии как средство формирования социальной компетентности
детей с диагнозами «задержка психического развития» и «ранний детский аутизм»
Подзорова С. В.
Построение уроков русского языка в начальной малокомплектной школе
Терджанян И. В.
«Проблема чтения в век всемирной глобализации». Открытое внеклассное мероприятие
Панасенко С. Д.
Формирование познавательного интереса и реализация творческого потенциала
учащихся через проектную методику на уроках английского языка
Кноль О. Ю.
Через образы и понятия к постижению авторской мысли
ПО СТРАНИЦАМ КНИГ И ЖУРНАЛО В
Творчество, опыт, перспективы
Библиографический обзор. Подготовила
Т. П. Стасенко
С. С. Маевская
Новые поступления в библиотеку НИПКиПРО
Подготовила
Стр.2
Contents
PROBLEM OUTLINE
Sinenko V.
RESEARCH QUEST
Peshkov N.
Innovations in Education: from Comprehension to Realization
Influence of "Professional Burning" on the Basis of Physical Training
Teachers' Works
THE TEACHERS' DYNASTIE S
Bukareva N.
14 Yugakov M.
Syrokvashina
"Teacher, before the name of yours..."
Story of my Teacher's Dynasty
Traditions of Teaching and Tutorship in our Family's Story
(Serebryakova) I.
TEACHERS' COUNCIL BY CORRESPONDENCE
m Brodovskaya Z.,
Volchek M.,
Dmitrienko Z.,
Molokova A.,
Smoleusova T.
31 Morelova S.,
Valitova L.,
Repka T.
Ш Liksonova E.
4© Panarina S.
41 Bulankina N.
44 Lazareva V.
m
Kirilina L.
Kuznetsov 1.
51 Larionova N.
S3 Smoleusova T.,
Zaikova Y.
56 Podzorova S.
58 Terdganyan 1.
61 Panasenko S.
64 Knol O.
Organization of the Reflexive Area as an Element of Individual Education
during a Problem Lesson
Programme "Development of the Educational Institution Teacher's
Communicative Competence"
Safety Culture during the Technology Lessons
LET S INTRODUCE
Making and Development of the Humanitarian Education Chair
Moral Upbringing during Literature Lessons and Out-of-School Work
with Students
Modern Technologies of Teaching Russian and Professional
Competence of Teacher
"Belkin's tales" by A. S. Pushkin in Russian Literary Process
Moral and Philosophical Searchings of A. S.Pushkin
OUR TEACHERS ROO M
Mathematical Excursions as a Mean to Formation of Social Competence
of Children with "Mental Retardation" and "Early Childhood Autism"
Preparation of a Lesson of Russian in Primary Ungraded School
"Problem of Reading in World Globalization's Century" The Open Outof-School
Meeting
Development of Cognition and Realization of Creative Potential of
Students through Designed Method during English Lessons
Through Forms and Terms to Achievement of Author's Thought
BOOK S AN D JOURNAL S REVIEW
Creation, Experience, Perspectives
The bibliographic review
Compiled by S. Mayevskaya
New books at our library
Compiled by T. Stasenko
FSES of Primary General Education in Novosibirsk Region: Problems
of Appraisal and Perspectives of Introduction
Стр.3