ОБРАЗОВАНИЕ УДК 37.035.6 + 94(470)1941/1945 М. Б. Кусмарцев ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИИ Рассматриваются проблемы интеграции ценностного потенциала патриотизма в современное образование. <...> Анализируются принципы интеграции, способствующие формированию российской гражданской идентичности. <...> Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принципы интеграции патриотизма в образование. <...> Однако эта важная проблема все еще не стала по-настоящему предметом научного исследования, хотя в целом общее число публикаций, посвященных выявлению и описанию различных сторон и форм проявления патриотизма, опыту его переживания и освоения, постоянно растет. <...> Среди наиболее актуальных проблем исследования современного российского общества условий и факторов реализации его идентичности, возможности повышения уровня социальной интеграции, динамики социальной структуры, разработки моделей догоняющего развития и др. все более заметный приоритет и значение приобретает тема патриотизма, входящая как во внутридисциплинарные, так и междисциплинарные программы и направления анализа. <...> Наиболее заметной становится и тенденция «человекоцентристской» трактовки патриотизма, его рассмотрения как особой ценностной, психологической установки индивидов и социальных субъектов, как особого состояния сознания переживания социальных чувств, связанных с любовью к Родине, осознания необходимости служения Отечеству и т. д. <...> Другими словами, патриотизм рассматривается как субъектное состояние людей, которое мотивирует их интересы, действия, цели, выступает критерием в решении текущих проблем и противоречий, а также основанием создания определенного образа будущего и подчинения его требованиям. <...> Очевидно, что патриотизм представляет собой довольно сложный социально-исторический, культурный и духовный феномен <...>