8 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ОВОЩЕЙ Ю.И. <...> АГИРБОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и кооперации Р.Р. МУХАМЕТЗЯНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры мирового сельского хозяйства и внешнеэкономических связей (Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева) Рынок овощей и овощной продукции является одной из составных частей современного агропродовольственного рынка нашей страны. <...> В настоящее время представленные на нем объекты – различные овощи, бахчевые, грибы, а также продукты их переработки – неотъемлемая часть рациона россиян. <...> Многие из этих продуктов были на столе жителей нашей страны с древнейших времен. <...> Любой рынок формируется за счет двух источников – собственного производства и ввоза продукции извне. <...> Помимо этого часть производимой внутри страны или ввозимой на ее территорию продукции может вывозиться в третьи страны, тем самым также влияя на реальные параметры внутреннего рынка. <...> В настоящее время наша страна является активным участником мирового рынка овощей, имея существенные позиции по импорту многих видов анализируемой продукции. <...> Так, согласно статистике ФАО, в 2009 г. Россия занимала второе место в мире по ввозу томатов, третье – капуст (без учета цветной и брокколи), лука репчатого, моркови и турнепса, огурцов и корнишонов, грибов, пятое – дыни, шестое – перца, восьмое – по ввозу баклажан, чеснока, десятое – арбузов. <...> Особенности исторического развития нашей страны определили и специфику ее участия на мировом рынке овощей и овощной продукции. <...> Во время существования Советского Союза политика государства была направлена на достижение удовлетворения потребностей населения в рассматриваемых продуктах преимущественно за счет собственного производства и частично за счет ввоза из союзных государств, прежде всего из входивших в СЭВ. <...> В целом можно говорить о том, что в какой-то степени рынок овощей <...>